От Лагерфельда до Маккартни: краткая история Дома Chloé

Когда поднимается тема о культовых женщинах-дизайнерах, первым делом на ум приходит имя Коко Шанель. И это вполне объяснимо. Именно она подарила миру маленькое черное платье, костюм из твида, фирменный парфюм Chanel No. 5 и многие другие элементы, без которых мы уже не представляем модную арену. Чуть реже вспоминается эксцентричная Эльза Скиапарелли или влиятельная Жанна Ланвен. А вот дальше продолжить этот список смогут только истинные ценители моды и ее истории, или те, кто внимательно изучает эволюцию индустрии. Но, конечно, эти легендарные женщины были не единственные, а их вклад ничуть не уступает достижениям вышеназванных. В связи с этим мы хотим рассказать о Габи Агьен, создательнице бренда Chloè. Французский модный Дом известен своими утонченными женственными коллекциями и культовыми сумками it-bags. Но марка также заслужила репутацию «трамплина» для талантливых креативных директоров, которые впоследствии стали легендами индустрии.
Габи Агьен (1952–1964)

«Я всегда хотела, чтобы одежда Chloé дарила людям хорошее настроение и делала их счастливыми...», — говорила Габи Агьен о создании собственного бренда. Она родилась в Александрии, Египет. В 1940 году она вышла замуж за своего школьного друга Раймона Агьена, и в 1945 году молодая пара переехала в Париж. Благодаря своей эффектной внешности она имела большой успех в обществе. Но светская жизнь быстро наскучила Габи и она решила заняться делом — пошивом одежды. К этому шагу ее подтолкнул и дефицит, вызванный послевоенными годами. Конечно, это было очень непростое время и в таких условиях мода отходила на второй план. Но женщины в любое время хотят оставаться женщинами. Тут сразу же вспоминается, как 1947 году Кристиан Диор представил свою знаковую коллекцию New Look. Именно эти образы вдохновили и Габи Агьен, которая решила создать собственную линию нарядов. «Я создала небольшую коллекцию и наняла на работу опытную портниху, которая до этого служила в Домах высокой моды. Я сама занималась подбором тканей и даже пуговиц... и не боялась рисковать. Вскоре я уже не могла думать ни о чем другом. Это было словно торнадо!» — вспоминала она начало своего творческого пути. Вдохновленная первым успехом, в 1952 году Габи Агьен, основала модный Дом Chloé.
Что означает Chloé? В то время как большинство брендов носят имена своих создателей, Габи Агьен отказалась от этой идеи. К себе в помощницы она пригласила двух подруг, одну из которых звали Хлое де Брюметон. В честь нее, по одной из версий, и названа марка. Вторая, но не менее поэтичная, основывается на древнегреческой мифологии: Chloé означает «зеленеющая» и связано с образом богини плодородия и земледелия Деметры.
Дебютный показ Chloé состоялся в 1956 году в знаменитом Café de Flore — культовом месте, где собиралась вся парижская элита. Коллекция произвела настоящий фурор. В чем был ее секрет? Уникальность ее подхода заключалась в том, что она предложила покупательницам сразу же готовую одежду класса люкс. Ее виденье сочетало в себе роскошь и доступность, разрушая строгие каноны высокой моды того времени. Этот сегмент и называется понятием prêt-à-porter de lux. Chloé быстро завоевал признание благодаря своим молодым, романтичным дизайнам, изысканным деталям и стал символом непринужденного французского стиля. Вместе со своим партнером Жаком Ленуа Габи Агьен стала работать с приглашенными дизайнерами, первыми из которых были Жерар Пипар, Максим де ля Фалез и Мишель Розье.
Карл Лагерфельд (1964–1983)
Сегодня Карл Лагерфельд — имя, известное каждому. Его образ стал почти таким же узнаваемым символом, как вневременная стеганая сумка Chanel. Но мало кто знает, что одна из первых марок, где работал великий кайзер, была Chloé. Лагерфельд присоединился к основательнице Габи Агьен в 1964 году и помогал в создании коллекций, одновременно трудился для Fendi и иногда разрабатывал костюмы для театральных постановок. Через какое-то время ему вверили бразды правления креативной частью, после чего клиентками бренда стали Джеки Кеннеди, Брижит Бардо и Грейс Келли. Десятилетие с Карлом запомнится плавными мягкими силуэтами, шелковыми платьями и кружевом. Одним словом — женственность, беззаботность и романтичность. 1970-е стали эрой кейпа. Этот предмет был представлен в самых разнооборазных вариациях от летних из легких материалов до плотных зимних из шерсти.
Мартин Ситбон (1988–1992)
После продажи бренда Chloé холдингу Richemont в 1985 году Дом переживал период застоя, из которого его вывело назначение талантливой и амбициозной Мартин Ситбон на пост главного дизайнера. За пять лет своей работы она продолжила развивать фирменную эстетику бренда, построенную на изысканной женственности. Также Ситбон привнесла в коллекции маскулинные элементы и кабаре, одновременно создавая шоу для собственного бренда. Став первой женщиной-дизайнером бренда со времен самой Габи Агьен, Мартин Ситбон открыла новую эпоху, приглашая на свои показы самых востребованных моделей того времени — Линду Евангелисту, Кристи Тарлингтон, Клаудию Шиффер.
... и снова Карл (1992–1996)
Мартин создала девять сезонных коллекций, после чего новые владельцы Chloé решили вернуть уже всем известного модельера Карла Лагерфельда на место креативного директора. Еще на протяжении пяти лет Лагерфельд, при этом также работая в Chanel и Fendi, продолжал разрабатывать вещи для Chloé. Но в итоге Дом принял решение вернуться к своим истокам и сосредоточиться на сотрудничестве с перспективными молодыми талантами.
Стелла Маккартни (1997–2001)
В 1997 году Стелла Маккартни была назначена креативным директором Chloé. В возрасте 25 лет она стала самой молодой главой французского модного Дома. Только что окончив Central Saint Martins, она успела поработать всего над двумя коллекциями, прежде чем возглавить бренд. «Chloé должны были взять человека с громким именем. Они его выбрали, но в музыке, а не в моде. Будем надеяться, что Стелла так же талантлива, как и ее отец», — съязвил тогда Лагерфельд, обсуждая это назначение. Несмотря на все опасения, Маккартни добилась большого успеха в Chloé, хотя многие сомневались в ее мастерстве и не видели в ней ничего, кроме известной фамилии. Но ее взгляд в итоге «вдохнул» жизнь в марку и заставил говорить о ней весь мир.
С самого первого разговора с управлением Chloé Маккартни обозначила свои главные принципы: никаких изделий из кожи и меха. «Либо вы соглашаетесь на эти условия, либо нет», — заявила она. Уже тогда она была «стальной» Стеллой. Ее дебютное шоу, прошедшее в октябре того же года в парижской опере Palais Garnier, стало посвящением ее тогда тяжело больной матери. Скептики ожидали провала или крайне слабый показ, но Маккартни всех удивила. Ее дебют был простым, понятным и ненавязчивым. Еще несколько коллекций вызывали похвалу у модных критиков (хотя и довольно прохладную), но коллекция весна-лето 2001 стала для дизайнера по-настоящему знаковой. Ее до сих пор желают и носят главные модницы и селебрити, и даже цитирует сама Маккартни уже в своем одноименном бренде. Вскоре ее дизайны завоевали признание звезд. Среди первых поклонниц были Гвинет Пэлтроу, Кейт Хадсон, Николь Кидман и Мадонна. Последняя выбрала для клипа Ray of Light соблазнительные низкие брюки Chloé с поясом, расшитым пайетками. В 2001 году Стелла покинула бренд, чтобы создать собственную марку.
Фиби Файло (2001–2006)
Фиби Файло, правая рука, близкая подруга и сокурсница Маккартни, добилась большого успеха в Chloé. При ней по подиуму ходили ведущие модели того времени — Джемма Уорд, Ракель Циммерманн, Кэролайн Трентини и Эрин Уоссон. Одна из ее главных заслуг в марке — выпуск кожаных аксессуаров. Весной 2005 Фиби создает сумку Paddington — вместительную опцию в стиле дорожного саквояжа, украшенную огромным подвесным замком. Именно эта модель стала главной it-bag нулевых. Под смелым и тонким руководством Файло стиль Chloé приобретает еще большую актуальность и современность. Оставаясь верным ДНК бренда, он органично сочетает женственные повседневные образы с легкими полупрозрачными шелковыми платьями и структурированными костюмами мужского кроя — идеальный выбор для элегантной и динамичной жительницы мегаполиса. Пост креативного директора Фиби Файло занимала пять лет, и в 2006 покинула бренд «по личным причинам».
See By Chloé: При Фиби Файло запускается направление See by Chloé. Главные отличия от основной концепции — более расслабленный стиль и демократичные цены. Она ориентирована на молодую девушку с духом шика и рок-н-ролла. А коллекции включают предметы одежды, обуви, аксессуаров и парфюмерии. Хотя она доступнее, чем основной бренд, между ними прослеживается явное родство. Например, некоторые фасоны сумок имеют схожий дизайн. Так, версия See by Chloé's Susie сочетает в себе элементы сразу двух культовых моделей — Mini Hudson и Mini Marcie. Сама линия вошла в группу лишь в 2015 году, а до этого ее производством и дистрибуцией занималась итальянская компания Sinv.
В 2022 году руководство компании объявило о постепенной приостановки деятельности диффузной линии See by Chloé.
Паоло Мелим Андерсон (2006–2008)
26-летний португалец Паоло Мелим Андерсон, выпускник престижных Saint Martins College и London Royal College of Art, в 1999 году был назначен креативным директором бренда Marni. Именно оттуда его «переманили» в Chloé, однако он продержался на этой должности всего два года. Спад продаж заставил компанию заменить его на Ханну Макгиббон, которая ранее работала в команде Фиби Файло.
Ханна Макгиббон (2008–2011)
В 2008 году, после ухода Фиби Файло и краткого сотрудничества со шведским дизайнером Пауло Мелимом Андерссоном, Дом Chloé доверяет пост креативного директора Ханне Макгиббон. Она делает ставку на изысканную элегантность и утонченную женственность. Ее коллекции наполнены гармонией и уверенностью, перекликаются с эстетикой 70-х — эпохой, которая на протяжении многих лет вдохновляла модельеров.
Клэр Уэйт Келлер (2011–2017)
В 2011 году место Ханны Макгиббон заняла Клэр Уэйт Келлер, обладавшая внушительным опытом в мире моды. Она получила образование в лондонском Royal College of Art, где обучалась дизайну трикотажных изделий. После выпуска Клэр четыре года работала в Calvin Klein, затем заняла пост заместителя главы дизайнерского отдела мужской линии Ralph Lauren. Также она сотрудничала с Томом Фордом в Gucci, работала бок о бок с Кристофером Бейли в Burberry и Франциско Костой в Calvin Klein. В 2000 году Клэр возглавила Pringle of Scotland в качестве креативного директора, а спустя десятилетие присоединилась к Chloé. Именно она сотворила такие культовые элементы, как сумки Drew и Faye, многослойные шифоновые платья, нежные оттенки зеленого и спортивные костюмы в ретро-стиле. В начале 2017 года Клэр объявила, что покидает марку.
Наташа Рамсей-Леви (2017–2020)
Наташа Рамсей-Леви заступила в эту должность в 2017 году. Ей было 37 лет, и ей предстояло принять пост легенды женской моды Клэр Уэйт Келлер, которая уходила в Givenchy. Но в своей первой коллекции Рамсей-Леви сделала все, что нужно. Исчезли пастельные пальто и бежево-розовый трикотаж. На их место пришли укороченные мотокуртки, коричневые вельветовые костюмы и остроносые ботинки. Рамсей-Леви умело перезагрузила фирменный принт — основной элемент авторства Стеллы Маккартни. Отзывы критиков были положительными, и продажи держались на хорошем уровне, хотя деловые издания жаловались, что отсутствие ключевых айтемов могут повредить жизнеспособности лейбла. Ее последнюю коллекции мы запомним все той же эстетикой 70-х: узоры аргайл, очень много клетки, расклешенные брюки и джинсы.
Габриэла Херст (2020–2023)
В 2020-ом на смену Наташе Рамсей-Леви пришла Габриэла Херст. И это был понятный выбор: она всегда умела создавать коммерчески успешные хиты, а главное — ей всегда удавалось тонко чувствовать, чего хочет современная женщина. И три года ее сотрудничества с брендом были вполне плодотворными и точно соответствовали ее принципам: под ее руководством Chloé стал ведущим люксовым брендом в отношении инициатив в области устойчивого развития, и она добилась заметного увеличения прибыли. Помимо внедрения в коллекции более экологичных тканей и запуска программы перепродажи, Херст также реструктурировала свои коллекции по главам, каждая из которых была посвящена новаторскому решению проблемы климата. В Chloé, как и в ее одноименном бренде, Херст полностью сосредоточилась на совершенствовании индустрии моды и поощрении более экологичных подходов к производству и потреблению. Еще один важный этап — совместная капсульная коллекция с маркой Анжелины Джоли Atelier Jolie. И посвящена она была современной женственности.
Чемена Камали (2023–...)
Дебют Чемены Камали в качестве нового креативного директора стало возвращением к истокам. Камали, получившая образование в Central Saint Martins, знает ДНК Chloé вдоль и поперек благодаря трем предыдущим работам во французском Доме: в качестве стажера и ассистента дизайнера под руководством Фиби Файло, а затем в качестве директора по дизайну под руководством Клэр Уэйт Келлер. Ностальгический показ был посвящен самому знаковому из всех кодов: бохо-шику. Конечно, пока рано делать громкие выводы, но уже сейчас мы можем заявить, что работа Чемены Камали — это новая глава. Chloé переживает невероятную волну успеха на фоне всепоглощающего тренда на женственность. Летящие платья, рюши, оборки, нижнее белье в качестве самостоятельного предмета и другие хиты 70-х — все это старый новый Chloé. И в каждом образе видна огромная любовь к женщинам. Что говорят цифры? По данным Tagwalk популярность бренда с 2023 года выросла на целых 1.94%. И это хороший показатель.