Новые имена: 5 креативных директоров, чьих дебютных коллекций мы ждем в 2024 году
Модная индустрия находится в постоянном поиске новизны. Новых идей, новых концепций, новых форм, цветов и силуэтов. И новых людей, конечно же. В поисках свежей крови большие и маленькие бренды регулярно меняют креативных директоров в надежде, что новые кадры предложат им принципиально иное видение дальнейшего развития. Не у всех этот процесс протекает удачно, но едва ли это кого-то останавливает. В конце концов, именно в этом процессе постоянного поиска и рождаются перемены, некоторые из которых становятся определяющими для всей индустрии. Если бы Gucci в 2015 году не решились заменить Фриду Джаннини на Алессандро Микеле, то мы бы никогда не познакомились с его витиеватой сказочной эстетикой и захватившей всех его коллег по цеху агендерностью.
В общем, смена креативного ди ректора может оказаться как триумфом, так и провалом, который надолго загубит репутацию бренда. И именно поэтому мы с таким нетерпением ждем дебютные коллекции новичков: никогда не знаешь, чем они в итоге обернутся. В преддверии нового модного сезона мы решили собрать все, что нам известно о пяти свеженазначенных креативных директорах, которые только готовятся явить миру свое видение.
Адриан Аппиолаза (Moschino)
По правде говоря, мы удивлены, что какой-нибудь бренд не прибрал Адриана Аппиолаза к рукам раньше. Тем не менее, были рады новости о том, что он возглавит Moschino. Причем первую коллекцию покажет уже на ближайшей Неделе моды в Милане. Последние 10 лет Адриан трудился дизайн-директором Loewe, то есть фактически был правой рукой Джонатана Андерсона. До этого успел поработать c Фиби Файло в Chloè, а затем отметился в Alexander McQueen, Miu Miu и Louis Vuitton при Марке Джейкобсе. Параллельно с основной работой консультировал другие бренды, а также собирал свой личный архив 20 Age Archive. Его коллекции могут позавидовать иные институты костюма: в ней можно обнаружить архивные шедевры Comme des Garçons (например, платья из культовой коллекции Lumps and Bumps), Maison Margiela и Jean Paul Gaultier. Для дизайнера коллекционирование — не только хобби, но и небольшой бизнес: свое собрание он периодически сдает в аренду для съемок и звездных выходов. Но в первую очередь это возможность изучить то, как сделаны вещи, вошедшие в историю моды. И применить знания на практике. Интересно, как это отразится на его коллекциях для Moschino. Будем надеяться, что он сохранит свойственное бренду чувство юмора, но приукрасит его интеллектом.
Чемена Камали (Chloé)
Перестановки случились и в Chloé. Габриэла Херст покинула бренд, а ее лебединой песней стал весенне-летний показ 2024 года. Вакантное место заняла Чемена Камали — дизайнер немецкого происхождения, совсем не чужая для Chloé. Ранее она уже работала там дизайн-директором, застав сразу двух креативных директоров — Фиби Файло и Клэр Уэйт Келлер. Позже ушла на аналогичную позицию в Saint Laurent, где работала бок о бок с Энтони Ваккарелло. Параллельно консультировала бренд денима Frame. На ее скорое назначение в бренде намекнули еще в середине прошлого года, когда пригласили возглавить «параллельную дизайн-студию» (что бы это ни значило). Да и на фоне слухов об удручающих продажах коллекций Габриэлы Херст это было вполне логично. Свою работу на новой должности Камали начала, как водится, с ребрендинга. Из соцсетей Chloé исчезли все посты, а вместо них появился анонс нового логотипа. Точнее, старого: более тонкий шрифт с засечками вдохновлен архивными эскизами Карла Лагерфельда. В записке, сопровождающей новость, Чемена рассказала, что хочет ориентироваться на концепцию бренда, заданную его основательницей Габи Агьен и Лагерфельдом. Что ж, ждем с нетерпением.
Шон МакГирр (Alexander McQueen)
Раньше в индустрии любили говорить о «школе Фиби Файло», а самыми желанными сотрудниками были те, кто успел поработать вместе с ней в Celine. Судя по всему, сейчас такую же силу набирает «школа Джонатана Андерсона». Во всяком случае, уже три ее «выпускника» получили завидные назначения. Бруно Сиалели несколько лет назад возглавил Lanvin (правда, с тех пор уже успел его покинуть), уже упомянутый Адриан Аппиолаза — Moschino, а Шон МакГирр сменил Сару Бертон на посту креативного директора Alexander McQueen. До этого он трудился старшим дизайнером мужской линейки JW Anderson, но также участвовал в создании женских коллекций. До этого его послужной список впечатлял не меньше: в нем значатся разные должности в Dries Van Noten и Uniqlo (в команде Кристофа Лемера). Будем надеяться, что впечатляющий бэкграунд наложится на способность принимать смелые решения. В конце концов, Сару Бертон было принято ругать именно за чересчур трепетное отношение к наследию Александра Маккуина, которое будто мешало ей развернуться в полную мощь и показать что-то по-настоящему яркое и масштабное. И тогда, возможно, дух «того самого» Alexander McQueen меет шансы вернуться в родные для бренда лондонские стены.
Алессандро Виджиланте (Rochas)
Rochas — один из тех многострадальных домов, что постоянно находятся в поисках нового видения и очередного креативного директора. Последний — «вундеркинд от моды» Шарль де Вильморен — был назначен с большим апломбом, но продержался на должности всего пару лет. На смену ему выбрали куда более опытного дизайнера, да и громко заявлять о его назначении не стали (видимо, чтобы не сглазить). До прихода в Rochas Алессандро Виджиланте работал в Dolce & Gabbana и Gucci, где занимался селебрити-дрессингом. За это время успел посотрудничать с Дженнифер Лопес, Моникой Беллуччи, Скарлетт Йоханссон, Мадонной и Сальмой Хайек. Вероятно, новое начальство рассчитывает, что эти контакты помогут вернуть и Rochas на красные дорожки и радары фэшн-общественности. Впрочем, у Виджиланте есть и другие достоинства: его именной бренд, основанный в 2020-м, вполне уверенно продается и находится на хорошем счету и модных критиков. Так что, надеемся, у бренда наконец все сложится. В конце концов, мы еще помним, что в его истории были славные страницы — и он не всегда был известен только парфюмерией.
Вальтер Кьяппони (Blumarine)
Пожалуй, самое неожиданное назначение. этом списке. Начнем с того, что никто не ждал отставки Николы Броьяно, которому в 2020-м удалось реанимировать Blumerine, стряхнуть с бренда пыль и вновь заставить всю индустрию о нем говорить. А с любимым им жизнерадостным стилем Y2K никак не ассоциируется Вальтер Кьяппони, до этого возглавлявший Tod's. Он скорее про так называемую «тихую роскошь», чем про ту безудержную и яркую радость жизни, которую всячески пропагандировал его предшественник. Тем интереснее будет взглянуть на результат такого сотрудничества. Пока даже боимся делать ставки: если окажется, что Blumarine решили выбрать стезю quiet luxury, то даже не знаем, чем это может обернуться. Впрочем, может оказаться, что именно это аудитории сейчас и нужно. В любом случае, будем с интересом наблюдать.