Можно ли инвестировать в одежду и аксессуары
Как часто вы встречаете в статьях о моде фразу «вещь-инвестиция»? Готовы поспорить, что едва ли не ежедневно. Она так прочно вошла в глянцевый лексикон, что мы даже толком не задумываемся над ее смыслом. Мы уже привыкли называть так вещи, которые не выходят из моды за один-два сезона — в том смысле, что покупать их все же выгоднее, чем сиюминутные трендовые новинки. А могут ли одежда и аксессуары быть объектами инвестирования в прямом смысле — как недвижимость или ценные бумаги? Так, чтобы на них можно было заработать? Редактор отдела моды thesymbol.ru Антон Гулевский решил разобраться в этом — и узнал у экспертов по инвестициям и коллекционеров, насколько выгодно вкладывать деньги в сумки или платья.
Будем откровенны: к разговорам о том, что маленькое черное платье (твидовый жакет, сумка Birkin, бежевые лодочки — нужное подчеркнуть) — это выгодная инвестиция, мы привыкли относиться снисходительно. Инвестиция в хорошее настроение? Допустим. В собственный имидж? Пожалуй. Но еще на уроках обществознания в школе мы усвоили, что инвестирование предполагает дальнейшее получение прибыли. Грубо говоря, нужно сначала вложить какие-то деньги — а потом выручить еще больше. А что можно заработать на хорошо сидящем платье? В лучшем случае — пару-тройку комплиментов. Так было ровно до того момента, пока в моду на полной скорости не ворвался феномен ресейла. Новости о рекордных суммах, вырученных за перепродажу винтажных сумок или коллекционных кроссовок, не на шутку взбудоражили даже самых убежденных скептиков. Так выходит, что «вещь-инвестиция» — это больше не фигура речи? Постойте, не все так просто.
«В целом, одежду, обувь и аксессуары сложно рассматривать, как объекты инвестиций. Рынок вторичных продаж люксовой одежды и аксессуаров скорее привлекателен для покупателей, которые хотят приобрести бывшие в употреблении люксовые товары со скидкой. Большинство вещей в этих категориях теряют в стоимости с момента их приобретения. Есть, безусловно, и исключения, к ним относятся товары некоторых брендов. Например, сумки Kelly и Birkin от Hermes, некоторые аксессуары Chanel, а также товары из лимитированных коллекций и коллабораций, которые периодически запускают люксовые бренды. Эти товары, как правило, не теряют своей стоимости, поскольку являются интересным приобретением для коллекционеров», — говорит Ирина Куликова, внешний эксперт Bain & Company по рынку товаров класса люкс. Ее слова подтверждают и данные международной консалтинговой компании Knight Frank. Ежегодно ее эксперты составляют индекс инвестиционной привлекательности предметов роскоши (KFLII), и второй год подряд первое место в нем занимают сумки Hermès, опережая дорогие часы и роскошные автомобили. За год (по состоянию на IV квартал 2020 года) актив подорожал на 17%, а за десятилетие – на 108%.
«Женские сумки, как и другие предметы роскоши, все чаще рассматривают как отдельный инвестиционный класс. Коллекционеры готовы тратить сотни тысяч долларов на самые редкие или желанные экземпляры. Формирование индекса инвестиционной привлекательности для женских сумок стало возможным благодаря той частоте, с которой многие товары этой категории предлагались в последние годы на аукционах», — сообщила нам Марина Шалаева, региональный директор, директор департамента зарубежной недвижимости и частных инвестиций Knight Frank. Но ведь речь, очевидно, идет не о любых дорогих сумках? «Изделия, выпускаемые другими люксовыми брендами, например, Chanel и Louis Vuitton, также привлекательны для коллекционирования, но именно сумки Hermès продаются по самым высоким ценам и считаются наиболее популярными», — добавляет Марина.
Окей, выходит, что инвестировать в одежду и аксессуары все же возможно. Но как выбрать предметы, на которых можно заработать? «Есть несколько категорий вещей, которые можно рассматривать, как инвестиции. Во-первых, это вечная классика, которая никогда не выйдет из моды и не упадет в цене (сумки 2.55 Chanel или Kelly и Birkin от Hermès). Во-вторых, это вещи из лимитированных коллекций, зачастую такие изделия сразу после выхода из бутика могут стать коллекционными. Также цены на некоторые винтажные изделия, в которых нет ни грамма драгоценных металлов и камней, порой выше, чем на ювелирные украшения. Например, самое дорогое винтажное изделие — знаменитые клипсы Joseff of Hollywood, которые надевала сама Мэрилин Монро, были проданы в 2017 году на Julien’s Auction за 112 500 долларов, не считая комиссии аукциона», — советует Ольга Лефферс, эксперт по винтажу и основательница проекта VintageDream. «Список вещей для инвестирования очень ограничен. Это сумки нескольких брендов (в основном, не выходящие из моды классические фасоны нейтральных цветов), либо лимитированные серии сумок, обуви, одежды. Также популярностью могут пользоваться вещи, принадлежавшие знаменитостям, поскольку их ценность определяется предыдущей принадлежностью известной певице, модели или кинозвезде», — дополняет Ирина Куликова.
Выходит, если вы хотите инвестировать в одежду или аксессуары — это должна быть знаковая сумка Hermès или Chanel. Еще лучше — если до вас ее успела поносить, скажем, Мэрилин Монро или Жаклин Кеннеди. Но не забывайте про один важный момент, который может испортить все: состояние вещи. «На стоимость винтажных вещей влияет не время носки, а их состояние. Сильно поношенная, поврежденная сумка (даже из лимитированной коллекции) будет стоить меньше, чем сумка, которую берегли и за которой ухаживали», — говорит Ирина Куликова. Так что, если уж вы всерьез решили заработать на собственной коллекции крокодиловых Birkin или Kelly, то берегите свои сокровища, как зеницу ока. Редкий оттенок или дорогая фурнитура не спасут вас, если на сумке будут царапины или потертости. Зато помочь делу иной раз может сиюминутный хайп: «Интересным феноменом стали покупка и перепродажа лимитированных коллекций кроссовок и коллабораций массовых брендов (например, H&M) с ведущими дизайнерами. Стоимость этих вещей, как правило, растет на хайпе. Их очень быстро раскупают, а потом перепродают с существенной прибавкой в цене. Однако такое не стоит рассматривать, как инвестицию, это скорее спекулятивные действия. Как только проходит хайп, возможности продать эти вещи за более высокую цену также пропадают».