Модный инкубатор: почему мы так устали от одинаковых фэшн-инфлюенсеров
Натюрморты с аромасвечами и селективными парфюмами, фото частей тела (например, изящной спины в открытом платье, или запястья с множеством браслетов), пара снимков с подчеркнуто модными образами и, конечно, бесконечный поток пакетов с дизайнерскими логотипами, — примерно так выглядит собирательный образ ленты инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) любого модного инфлюенсера. И все это, разумеется, в тщательно выверенной серо-бежевой цветовой гамме. То, что когда-то начиналось как микротренд, разрослось по всему инстаграму (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — в этом стиле ведут свои профили и блогеры-миллионники, и микроинфлюенсеры с парой десятков тысяч верных подписчиков, и ваш знакомый начинающий стилист. Но вот незадача: мы и сами не заметили, как один профиль стало трудно отличить от другого.
Когда в середине нулевых стали появляться первые модные блогеры, их принято было ругать: за недостаток профессионализма, за броские и вычурные образы в стиле «все лучшее сразу», за то, что они всеми правдами и неправдами стремились попасть в объективы стритстайл-фотографов. Их «потомки» все замечания учли — и стали такими нейтральными и лаконичными, что ругать их попросту не за что. Их образы, в общем-то, безупречны, их не в чем упрекнуть, — но они будто сделаны по одной на всех методичке. Сколько раз на просторах инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) за последние пару-тройку месяцев вы видели девушек в классическом пальто, тренче или «плечистом» оверсайз-жакете поверх худи и «треников», дополненных бейсболкой с надписью? Автор этого текста, к примеру, перестал считать после двенадцати. Неудивительно, что этот конкретный набор вещей стал постоянным объектом едких шуток про «инкубатор» и пародий в TikTok.
Казалось бы: такого разнообразия одежды, как сейчас, не было решительно никогда. Мода окончательно превратилась из диктата в пространство свободного выбора — больше никто никому не указывает, что и как носить. В списках трендов сезона платья в перьях и пайетках уживаются с лаконичными шелковыми комбинациями и мантиями готических жриц. Что толкает людей одеваться одинаково, имея столько опций для выбора? В чем пресловутая магия стиля «бежевого инфлюенсера», как их уже метко прозвали инсайдеры индустрии?
Мода парадоксальна. С одной стороны, она рождается из желания определенных социальных групп отличаться от остальных. При этом моду делает модой именно массовость — и стремление всего остального социума этим небольшим группам подражать. Примерно это произошло с собирательным образом и стилем жизни условного «бежевого» скандинавского фэшн-инфлюенсера. Он появился как здоровая и предсказуемая оппозиция всему кричащему, избыточно яркому и нарядному — в общем, тому, что носили модные блогеры первой волны. Но по мере того, как эти девушки набирали популярность (и обзаводились завидными контрактами и дружескими отношениями с самыми большими брендами), у них появилась масса подражателей. То же самое ранее произошло с образом мифической «настоящей парижанки». Нет, не той, что в тельняшке, берете, с красной помадой и багетом под мышкой, как в «Эмили в Париже». Той, которая где-то между Джейн Биркин и Франсуазой Арди. Образ стал таким массовым, что превратился в клише — и сейчас глянцевые заголовки в духе «Секреты стиля истинной парижанки» вызывают разве что снисходительную улыбку.
Исчезли ли при этом те самые парижанки? Нет — взгляните хоть на Шарлотту Генсбур или Лу Дуайон. И они ни у кого не вызывают никаких неприятных ассоциаций. Почему? Потому что они и есть те самые девушки, которых все копируют. В их случае этот стиль органичен, он корнями прорастает из их воспитания, образования, круга общения и мировоззрения. Это не эрзац, выполненный по чек-листу в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) или модной статье. Примерно то же ждет и условных адептов «бежевого» скандинавского минимализма — родоначальницы стиля останутся. Может, сменят какие-то коды, чтобы больше не сливаться с толпой. Потом мода на этот архетип пройдет — и все наносное уйдет само собой. А чистые образцы никуда не денутся — и будут выглядеть еще интереснее и органичнее.