Мода (и жизнь) в формате phygital: как это работает
Кажется, за последние полгода все уже начали привыкать к подвешенному состоянию. Умудренные жизнью исторические Дома взяли на вооружение принципы стартапов: быстро придумываем идею, быстро ее воплощаем, а если что-то идет не так, быстро от нее отказываемся и занимаемся следующей. Такая ускоренная обкатка, например, произошла с digital-показами. Как только стало понятно, что в привычном нам виде любые шоу состоятся еще не скоро, организаторы один за другим начали объявлять о переходе на новый онлайн-формат с видеопрезентациями и электронными лукбуками. Однако пример лондонской и кутюрной Недель показал невысокую эффективность этого шага: цифры просмотров были не слишком впечатляющими (исключения – супершоу Valentino и киносказка Dior – лишь подтвердили правило), а реакция – довольно сдержанной. Неделя моды уже прошла в смешанном формате, который журналисты успели окрестить phygital (physical + digital). Часть презентаций устроили офлайн – с традиционным front row, но с соблюдением всех норм социального дистанцирования. Потом примеру итальянских коллег последовал бойкий Симон Порт Жакмю, который провел свой унисекс-показ в ржаном поле в часе езды от Парижа. На событии присутствовала всего сотня зрителей, зато в сети к ним присоединились миллионы: физическое шоу в постковидных реалиях, да еще и в потрясающей красоты локации, произвело должный эффект.
После этого стало понятно, что потребителям важно сохранить традиционные формы взаимоотношений с дизайнерами и их работами. Поэтому сегодня, в опасной ситуации осеннего Парижа, бренды готовы идти на немалые расходы и балансировать на острие ковидной иглы только ради возможности продемонстрировать нарисованные и отшитые в сложнейшей обстановке коллекции весна-лето 2021. Это важно и для продаж, и, будем честны с собой, для поддержания духа загрустившей fashion-общественности. Мода мечтает доказать всем вокруг, что жива, и очень правильно делает.
Другой важной проверкой стал онлайн-ретейл. Капитан Очевидность подсказывал, что во время локдауна многих спасет он и только он. И действительно, ЦУМ рапортует о том, что продажи через сайт выросли весной 2020-го более чем на 100% по сравнению с прошлым годом. Да и после открытия магазина упали не так сильно, как ожидалось. В первые недели «живых» посетителей на всех четырех этажах легендарного здания было меньше, чем обычно, но зато покупали они больше (в цифрах конверсия повысиласьв три раза – то есть все пришли за конкретными и нужными им предметами, которые тут же и унесли с собой). Кажется, здесь тоже прослеживается принцип phygital: тщательно выбираем в сети, взвешиваем все за и против, отправляемся в бутик, проводим краштест и, если все хорошо, без лишних колебаний вынимаем кредитную карту. Но спонтанных решений при этом никто не отменял, настаивает Хатуля Авсаджанашвили из петербургской «Бабочки». «Многие в пандемию переключились на спортивную, домашнюю одежду и другой casual, – говорит она, – однако остался заметный процент тех, кто выбирал исключительно перья, блестки и острые силуэты. Даже оказавшись взаперти, девушки искали в платьях свои мечты». Другими словами, флешмоб #карантинмытебяпобедим работал на всех уровнях.
Текст: АНАСТАСИЯ УГЛИК И АНТОН ГУЛЕВСКИЙ
ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В ОКТЯБРЬСКОМ НОМЕРЕ HARPER'S BAZAAR.