«Ле Корбюзье мира моды»: чем известен Андре Курреж — пожалуй, главный дизайнер 60-х и автор мини-юбки
Мир моды бывает жестоким: иногда всего спустя несколько лет, как только пик популярности дизайнера проходит, о нем буквально забывают. Именно это случилось с Андре Куррежем. Главная надежда французской моды 60-х, футурист и революционер уже к середине 70-х отошел на второй план, уступив место более гибким коллегам, не побоявшимся поменять свое направление. Тем не менее, за многие вещи, которые мы носим и любим до сих пор, мы должны быть благодарны именно ему — например, за мини-юбки. Рассказываем, что нужно знать об основателе Дома Courrèges, который заслуживает, чтобы о нем помнили.
«Ле Корбюзье мира моды»
В 60-е и 70-е Андре Куррежа часто называли «Ле Корбюзье мира моды»: дескать, он изменил моду так же, как великий модернист — архитектуру. На самом деле это сравнение вполне справедливо: прежде чем поступить в Школу при парижском Синдикате Высокой моды, Курреж по настоянию отца получил архитектурное образование и даже какое-то время работал инженером-мостостроителем. Этот бэкграунд сказался и на его вещах: вероятно, этим объясняется его тяга к прямым чистым линиям, архитектурным силуэтам и необычным синтетическим материалам вроде акрила, пластика и полиуретана, которые вошли в моду именно с его подачи, хотя незадолго до этого считались неприемлимыми. Окончательно почерк будущего революционера оформился в годы работы на другого культового дизайнера — Кристобаля Баленсиагу, который тоже превыше всего ценил красивый силуэт и вообще работал скорее как скульптор, чем как портной, «вылепливая» новую форму тела и скрывая его недостатки.
Мини
Историки моды до сих пор спорят, кто же все-таки придумал мини-юбку: за звание новатора с Куррежем борется британка Мэри Куант. Как бы там ни было, французы обычно занимают сторону своего соотечественника. По их мнению, именно он подарил женщинам то чувство раскрепощенности и свободы, которое дает эта дерзкая длина. И дело даже не в психологической свободе от оков традиционных представлений о женственности. Курреж создавал мини из чисто практических соображений: именно такой силуэт позволяет свободно передвигаться и делать широкие шаги, что невозможно в узкой юбке-карандаш или скромной макси. Носить свое изобретение дизайнер предлагал с «кукольными» сапожками на плоском ходу. Он вообще не любил обувь на каблуках. По словам Андре, «если бы природой было предусмотрено, что люди должны ходить на 10-сантиметровых каблуках, то у нас появились бы сложные биологические модификации вроде рук и ушей — так что надо быть естественнее». Девушкам свободных 60-х идеи дерзкого дизайнера пришлись по вкусу — а вот старшие коллеги его невзлюбили. Габриэль Шанель, например, говорила, что Курреж хочет отнять у женщин саму их сущность и превратить в маленьких девочек. Впрочем, Диора она тоже не любила — а уж его коллекциям конвенциональной женственности точно было не занимать.
Космос
Как и Пьер Карден, Андре Курреж был одержим космосом и футуризмом. Оно и понятно: 60-е — эра космической гонки и самого активного освоения пространства за пределами нашей планеты, и дизайнеры не могли остаться от этого в стороне. Тогда все верили, что в XXI веке машины будут летать, а люди разобьют колонии на Луне — и для этого им понадобится принципиально новая одежда. Эти прогнозы не оправдались, зато достижениями дизайнеров «космической эпохи» мы пользуемся до сих пор. Это и удобные силуэты, и синтетические материалы, и ретро-футуризм, который время от времени входит в моду. Практического смысла во всем этом, может, не так уж и много (вряд ли «лунные» сапоги или плащ из ПВХ чем-то помогли бы космическим переселенцам), но по крайней мере это просто красиво.