Культура Нигерии, дружба с Канье Уэстом и социальная повестка: что нужно знать о молодом бренде Mowalola
Модная индустрия обычно любит тех, кто играет по ее правилам: соблюдает расписание сезонов, ориентируется на общепринятые тренды и вообще старается понравиться журналистам, инфлюенсерам, байерам и покупателям. Но есть и исключения, которые, как принято говорить, только подтверждают правило. Люди, которые действуют наперекор любым правилам и стандартам — и именно поэтому привлекают всеобщее внимание и добиваются успеха. Один из таких дизайнеров — Мовалола Огунлеси, основательница бренда Mowalola, который всего за несколько лет успел стать культовым. Рассказываем все, что нужно знать о дизайнере-бунтарке и ее бренде, который совсем недавно вернулся на подиум после трехлетнего молчания.
Множество талантов
«Я дизайнер, но я не вижу себя исключительно в этом качестве. Я — художник. Я хочу создавать», — так Мовалола Огунлеси определила свой род занятий в интервью журналу i-D. В самом деле: представить ее исключительно как дизайнера было бы не вполне справедливо. Кроме собственного бренда Mowalola, она занимается также дизайном вещей Yeezy Gap (Канье Уэст назначил ее креативным директором линии — а это о чем-то да говорит), записывает музыку и снимает короткие фильмы. При этом в детстве Мовалола подумывала стать моделью или... пластическим хирургом. «Карьера, которую я выбрала, позволяет мне делать все, что я хочу. Я не вижу никаких ограничений», — именно так дизайнер описывает свой подход к работе. Лучше и не скажешь: единственное, на что она ориентируется — ее собственная интуиция, которая пока ведет ее в нужном направлении. Во всяком случае, судя по пристальному вниманию модных медиа к ее персоне, завидному назначению в Yeezy Gap и длинному списку звездных клиентов и друзей, среди которых Канье Уэст, Наоми Кэмпбелл, Рианна и рэпер Skepta.
Верность корням
«Я из Нигерии, поэтому все, что я делаю, автоматически становится нигерийским», — так Мовалола объяснила редакторам британского Vogue, почему ей не нравится ярлык «африканского дизайнера», который на нее частенько вешают. И в ее работах действительно так безошибочно считываются родные культурные коды, что лишний раз кричать о верности собственной родине ей просто бессмысленно. Цвета, принты, фактуры и силуэты дизайнера буквально пропитаны любовью к родной культуре. Так, ее коллекция весна-лето 2018 была навеяна нигерийской рок-музыкой 70-х и нишевой байкерской субкультурой ее родной страны — и это лишь один из множества подобных примеров.
По своим правилам
Мовалола постоянно нарушает многочисленные неписаные правила модной индустрии. Она поступила в престижнейшую школу Central Saint Martins, чтобы позже бросить ее (она показалась ей «устаревшей»), смешала мужские и женские вещи в агендерные коллекции (позже этот подход взяли на вооружение и более крупные бренды), стала делать агрессивно сексуальные вещи с многочисленными вырезами еще до того, как этот тренд вернулся в моду, стала приглашать к участию в своих показах исключительно темнокожих моделей ( и это в индустрии, которая по сей день не до конца решила проблему расизма) и неоднократно использовала подиум как площадку для серьезных социальных высказываний, даже если этого не ждут от молодого дизайнера.
Так, в весенне-летней коллекции 2020 года она показала белое платье и блейзер с вышивкой, имитирующей след от пули с подтеками крови: так она напомнила зрителям шоу о том, что темнокожие люди до сих пор подвергаются дискриминации и даже физическому насилию без какой-либо причины. «Это очень эмоциональное платье — оно буквально кричит о моем жизненном опыте темнокожего человека. Оно показывает, что независимо от того, как хорошо мы одеты и как прилично мы себя ведем, нас время от времени воспринимают как ходячие мишени», — объяснила дизайнер свою идею редакторам i-D. Такой же бескомпромиссный подход у дизайнера и к таймингу: она принципиально игнорирует традиционное расписание Недель моды и показывает коллекции только тогда, когда чувствует, что готова. Даже если для этого нужно несколько лет. Так, недавний показ коллекции весна-лето 2023 стал первым за три (!) года.