Культ вундеркиндов: почему мода так одержима историями раннего успеха
Этот текст начался с... картинки в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). «Я устаю от списков "до 40". Покажите мне кого-то, кто получил ученую степень в 60 после того, как потерял все. Дайте мне 70-летнего писателя-дебютанта, который описывает целую жизнь любви и горя. Дайте мне мозолистые руки и нежные сердца», — скрин твита писателя Дуга Мурано так запал мне в душу, что я репостнул его в stories. С Дугом я абсолютно солидарен: я очень устал от всеобщей одержимости историями раннего успеха. Медиа ежедневно вываливают на нас поток информации о людях, которые в 15 лет запатентовали свое первое изобретение, в 18 открыли собственный стартап, а в 20 продали его за миллиард долларов — и в какой-то момент на этом фоне начинает казаться, что с тобой что-то не так. Все эти истории вундеркиндов вроде как должны служить мощной мотивацией ставить амбициозные цели и добиваться их в кратчайшие сроки, но вместо этого дают лишь тревожность и синдром упущенной выгоды. Трудно не заработать проблемы с самооценкой, когда кажется, что все вокруг к твоему возрасту (а то и гораздо раньше) уже добились каких-то невероятных высот. Все вокруг, кроме тебя.
Реакции на «сторис» с этим постом показали: эта проблема волнует не только нас с Дугом Мурано. Десятки моих знакомых самого разного возраста в ответ на нее поделились со мной точно такими же переживаниями. Что интересно, подавляющее большинство из них работает в моде. Почему именно профессионалов этой индустрии так волнует эта тема? После разговора с автором телеграм-канала Fashionchain Еленой Купряхиной я нашел ответ на этот вопрос: мода ужасно зациклена на историях раннего успеха. Вот, например, Шарль де Вильморен, которого только ленивый еще не назвал «вундеркиндом от моды». Еще в школе он попал на свою первую стажировку — и сразу в Lanvin, под крыло к Альберу Эльбазу, Всего в 23 года основал свой собственный бренд, а в 24 выпустил первую кутюрную коллекцию и был назначен креативным директором Rochas. Разумеется, об этом написали все большие и маленькие медиа — и исключительно в самых восторженных выражениях и самых радужных красках. Сразу напрашивается параллель с другим известным «вундеркиндом» — Ивом Сен-Лораном. Тот в 18 лет выиграл престижный конкурс дизайнеров Международного секретариата по шерсти (ныне известный как Woolmark Prize), в 19 попал ассистентом к Кристиану Диору, а в 21 сменил его на посту креативного директора Дома Dior. И обо всем этом вы, конечно же, не раз читали. И наверняка гораздо чаще, чем о том, что Миучча Прада выпустила свою первую коллекцию в 40, а Кристиан Диор — в 42. Но почему индустрия так зациклена именно на тех, кому удалось рано прийти к успеху?
«Мне не кажется, что это какая-то озабоченность именно моды. Просто мода по природе своей очень медийна, поэтому всякое условное "отклонение от нормы" раздувается до необычайных размеров. То есть если кто-то возглавит завод в 21 год, то мы можем об этом просто не узнать. А если кто-то в этом возрасте возглавит Дом моды — это, разумеется, сенсация. Сейчас это де Вильморен, а в конце 90-х был Оливье Тискенс. Ему было чуть ли не 19, когда он создал свой бренд, бросив престижную школу La Cambre. Тут же еще вопрос в том, что дизайнеры, которые решаются на такое — люди талантливые, непохожие, особенные. Так что скорее это привлекает внимание», — считает модный критик, директор Музея моды, основательница проекта Front Fashion и автор одноименного телеграм-канала Ольга Михайловская. И действительно: мода всего лишь «зеркалит» все, что происходит в обществе. И если мода одержима вундеркиндами — значит, ими одержимы буквально все вокруг, далеко за ее пределами. «Вундеркиндов любят не только в моде, а везде — в спорте, в бизнесе, даже в журналистике. Сколько раз мы слышали: "Ей едва исполнилось двадцать, а она уже главный редактор"», — подтверждает эту мысль фичер-директор The Symbol Анастасия Углик.
Но важно понимать одно: такие случаи раннего успеха все-таки единичны — и не только в моде, но и в любой другой сфере. К тому же быстрый взлет вовсе не гарантирует долгую и успешную карьеру. «Частный fashion-случай дополнительно поражает тех, кто хорошо понимает: чтобы выпустить удачную и успешную коллекцию, мало таланта и задора. В ее создании участвует масса людей, она завязана на сложном производстве и подчиняется рыночным законам. Все это требует определенного опыта, которого трудно ожидать от очень молодых. Конечно, можно, как заласканный критиками до безобразия Шарль де Вильморен, запереться в квартире и из остатков ткани собственными руками сшить пару-тройку кутюрных луков, но построить на этом твердо стоящий на ногах бренд нельзя», — добавляет Анастасия Углик. Так что не стоит сразу же убиваться, сравнивая себя с молодыми да ранними: как показывает практика, куда больше шансов на дальнейшее процветание у тех, кто «выстрелил» в более осознанном возрасте — даже если сам факт их успеха не так поражает воображение.
«Про то, что Диору было уже 42, когда он создал свой Дом, на самом деле не написал только ленивый. Да и про Праду не то чтобы всегда молчали. Всюду пишут, что она училась на политолога, потом вообще мима, что вовсе не собиралась брать семейное дело в свои руки, но потом сменила гнев на милость. И, кстати, еще один поздний цветок — Армани. Ему тоже было 40, когда он создал свой бренд, и про это тоже пишут всюду. Просто это, видимо, не такой "шок-контент", как 20-летний глава крупного Дома или участник недели Haute Couture», — говорит Ольга Михайловская. Выходит, что, как показывает практика, больше шансов удержать успех все-таки у тех, кто добился его в более осознанном возрасте. Как ни крути, если не считать Сен-Лорана (которого, если быть честным, тоже не было бы без помощи Пьера Берже), историй продолжительного и последовательного успеха среди модных вундеркиндов почти нет. Уже упомянутый Оливье Тискенс хоть и громко стартовал в 20 лет, но уже который год скитается из одного бренда в другой (два года назад после Rochas, Nina Ricci и Theory нелегкая занесла его в богом забытый Дом Azzaro). Зато Кристиан Диор создал Дом, который благополучно процветает вот уже 65 лет после его смерти, а Миучча Прада и Джорджо Армани живы, здоровы и до сих пор держат и творческий, и бизнес-контроль над своими брендами в собственных руках.
Так что если вы уже перешагнули 25-летний рубеж, но все еще не возглавили Дом моды или глянцевый журнал — не стоит заниматься самокопанием и впадать в уныние по этому поводу. У вас все еще впереди — позвольте себе идти по жизни в комфортном темпе, не гонясь за кем-то, у кого это получается быстрее. И потом, лет через десять вы гарантированно станете относиться к историям раннего успеха куда проще, а над своими сегодняшними переживаниями просто посмеетесь. «Не могу не отметить, что возраст меняет оптику. Меня лично, живущую, страшно сказать, на пятом десятке, куда больше впечатляют истории, в которых дизайнеры делают свои первые коллекции и добиваются успеха в 40, а не в 20», — делится Анастасия Углик. Поэтому просто запаситесь терпением и продолжайте совершенствовать свое мастерство, не отвлекаясь на многочисленные истории «успешного успеха». Возможно, в очередной список «30 до 30» вы и не попадете, но так ли это важно в долгосрочной перспективе?