Задолго до первых дизайнеров: кто такая Роза Бертен — модистка Марии-Антуанетты

Которая диктовала моду всему миру
Портрет Розы Бертен, художник — Жан-Франсуа Жанине
Портрет Розы Бертен, художник — Жан-Франсуа Жанине
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым модным дизайнером в истории считается Чарльз Фредерик Уорт: именно он открыл первый Дом моды в Париже, начал выпускать сезонные коллекции и придумал показывать их клиентам на живых моделях вместо манекенов. Но значит ли это, что до него не было людей, которые влияли на мировую моду? Вовсе нет — конечно же, такие законодатели моды были. Одной из самых влиятельных была Роза Бертен — модистка Марии-Антуанетты, которая в XVIII веке диктовала моду всей Европе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (2005)
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мари-Жанна Бертен родилась в 1747 году в небогатой семье полицейского служащего и сиделки. Она с детства знала, что, несмотря на скромное происхождение, будет богатой, знаменитой и влиятельной: по легенде, цыганка предсказала ей, что «при дворе за ней будут носить шлейф». Но сначала ей предстояло пойти ученицей к известной модистке мадемуазель Паганель, обучиться у нее всем тонкостям ремесла, затем стать партнером в ее мастерской, и лишь потом открыть свою собственную. Паганель познакомила ее со всеми своими влиятельными клиентками, среди которых были принцессы и герцогини. И эта череда знакомств в один момент привела ее к будущей королеве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гравюры с изображением Марии-Антуанетты в платьях Розы Бертен
Гравюры с изображением Марии-Антуанетты в платьях Розы Бертен
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судьбоносная встреча с молодой женой французского дофина в 1772 году. Тогда Бертен уже открыла свой собственный магазин Le Grand Mogol и взяла себе новое имя — Роза. Скоро она станет постоянным доверенным лицом будущей королевы. Они будут встречаться дважды в неделю, чтобы Бертен могла показать жене будущего монарха свои новые эскизы — а та могла выбрать себе понравившиеся наряды. Став королевой, Мария-Антуанетта совсем перестала отказывать себе в услугах любимой модистки: все свои наряды она заказывала только у нее, а их было немало — по этикету монаршая особа должна была переодеваться несколько раз в день. В итоге на платья, шляпки и перчатки у Ее Величества уходило 258 тысяч ливров в год — вдвое больше установленной бюджетом фиксированной суммы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гравюра с изображением Марии-Антуанетты в платье Розы Бертен
Гравюра с изображением Марии-Антуанетты в платье Розы Бертен
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гравюра с изображением Марии-Антуанетты в платье Розы Бертен
Гравюра с изображением Марии-Антуанетты в платье Розы Бертен
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скоро Бертен стала одевать не только королеву и весь французский двор, но и всю Европу. Она создавала специальных кукол, которых называла Пандорами, одевала их в миниатюрные версии своих платьев и отправляла их в «путешествия» в другие страны, чтобы за французской модой могли следить и за границей. Добирались Пандоры и до Российского императорского двора. Влияние Бертен на моду было так велико, что ее прозвали «Министром моды». Но это продлилось недолго: конец блестящей карьере Розы Бертен положила революция. После свержения монархии ей приходилось довольствоваться лишь переделкой старых платьев опальной королевы, а после ее казни и вовсе пришлось бежать в Лондон. Там она какое-то время обслуживала своих старых клиентов, которым удалось бежать из Франции, и даже нашла новых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (2005)
Кадр из фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (2005)
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1795 году ей снова улыбается удача: она возвращается во Францию и знакомится с женой Наполеона — Жозефиной де Богарне, которая становится ее клиенткой. Бертен снова становится желанной гостьей при дворе и даже возвращает себе все отнятое у нее в ходе революции имущество. Но ее эпоха уже уходит: проходит мода на любимый ею стиль рококо, пышные платья с корсетами и кринолинами сменяют простые ампирные наряды с завышенной талией, а на смену высоким напудренным прическам приходят куда более скромные. Вскоре самая могущественная законодательница моды в Европе отдаляется от дел, передавая производство племянникам. Остаток дней она проведет в своем поместье в Эпине-сюр-Сен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Портрет Розы Бертен, художник неизвестен
Портрет Розы Бертен, художник неизвестен
Legion-Media
Гравюра с изображением Марии-Антуанетты в платье Розы Бертен
Гравюра с изображением Марии-Антуанетты в платье Розы Бертен
LEGION-MEDIA