Краткая история отношений моды и искусства в цифрах
Мода и современное искусство сосуществуют так тесно, что иногда попросту невозможно провести четкую границу, где заканчивается одно — и начинается другое. Ведь мода, в конце концов, — не что иное, как самая прикладная из всех форм искусства. Уровень исполнения некоторых платьев ни в чем не уступает работам выдающихся художников — а сами эти художники нередко берутся работать бок о бок с дизайнерами одежды над совместными проектами. Чтобы расставить все по местам и разложить по полочкам, мы решили добавить в эти тесные взаимоотношения немного рациональности — и рассказать их историю на языке чисел. Итак, краткая история искусства в моде и моды в искусстве — в цифрах.
1937
Обычно первой арт-коллаборацией в истории моды принято считать знаменитое платье-лобстер, созданное Эльзой Скиапарелли с Сальвадором Дали. Оно увидело свет в 1937-м году — и навсегда осталось главным образцом сюрреализма в моде. Впоследствии «Неистовая Эльза» и Дали еще не раз работали вместе — они придумали также знаменитую шляпку-туфельку (которую носила супруга и муза Дали — Гала), платье-скелет и «рваное платье». Помимо Дали, свою помощь главной художнице от моды оказали и другие ее знаменитые друзья — Жан Кокто, рисунки которого легли в основу вышивок на платьях и жакетах с эффектом обмана зрения, и итальянский скульптор Альберто Джакометти, который сделал для нее металлические пуговицы с изображениями сирен.
6
Именно столько платьев, вдохновленных картинами Пита Мондриана, было в легендарной кутюрной коллекции Ива Сен-Лорана сезона осень-зима 1965. Впоследствии вся коллекция благодаря им получила негласное название «Мондриан» — и закрепила статус Сен-Лорана как главного дизайнера своего времени. Эти платья — своего рода «цитаты» из творчества нидерландского художника-абстракциониста. Несмотря на обманчивую простоту, они на самом деле вполне оправдывают свой кутюрный статус: все они сделаны вручную из тонкой шерсти, а цветные блоки на них — это не принт, а отдельные элементы кроя, которые сшивались вместе невидимыми нитями. Этот показ стал началом долгой истории любви легендарного дизайнера с искусством — позже в своих коллекциях он цитировал Пикассо, Ван Гога, Матисса и других, а в 1969-м году пригласил французского скульптора Клод Лаланн создать ювелирные украшения, для чего она сделала золотые слепки с тела модели Верушки. Впоследствии они стали одними из самых узнаваемых вещей в архивах Сен-Лорана.
1991
Энди Уорхола с модой связывало не только взаимное обожание, но и годы работы отца поп-арта в глянцевых журналах в качестве иллюстратора. На старте своей карьеры в 50-х он оформлял страницы всего ключевого глянца того времени — включая, конечно же, The Symbol. Однако достойный оммаж художнику от индустрии моды случится лишь в 1991-м году, когда Джанни Версаче выпустит свою культовую коллекцию по мотивам картин Уорхола. Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл и Кристи Терлингтон вышли на подиум в сияющих платьях с репродукциями портретов Мэрилин Монро авторства Уорхола — и этот момент навсегда вошел в историю. Одно из этих платьев сегодня хранится в Институте Костюма музея Metropolitan в Нью-Йорке.
$1310
Столько стоила сумка Louis Vuitton Speedy 30 с нанесенными поверх культовой монограммы розами из коллекции Дома, посвященной Стивену Спраузу. В нулевые ее носили все it-girls того времени — от Пэрис Хилтон до Линдси Лохан. Сегодня ее можно найти разве что на аукционах — она уже превратилась в не меньший предмет коллекционирования, чем самостоятельные работы художника. В 2001-м году Спрауз стал первым художником, который согласился на коллаборацию с Louis Vuitton — тогда он создал для показа Дома сумки с неоновыми надписями в стиле граффити, которые стали такими популярными, что вскоре стали выпускаться на постоянной основе. В 2004-м году его не стало — и 5 лет спустя Марк Джейкобс (тогда еще креативный директор Louis Vuitton) решил отдать ему дань памяти, процитировав его важнейшие работы в лимитированной капсуле одежды и аксессуаров. Джейкобс вообще стал лидером по числу и качеству арт-коллабораций: после Спрауза он успел поработать с Такаси Мураками, Ричардом Принсом и Яои Кусамой — каждое такое сотрудничество было настоящим событием и для моды, и для современного искусства.
11
Dior тоже решил дать современным художникам переосмыслить свою культовую вещь — сумку Lady Dior, любимую модель принцессы Дианы. Для последнего, четвертого цикла проекта Lady Dior Art французский Дом привлек сразу 11 художников, которые превратили знаменитую сумку в настоящие арт-объекты. Им был дан полный карт-бланш — кто-то украсил сумку вышивкой или аппликацией, а французская художница Маргерит Юмо и вовсе напечатала ее заново на 3D-принтере, чтобы придать ей новую сюрреалистичную форму. Такие коллаборации фактически стирают грань между модой и современным искусством: иной раз непонятно, можно ли считать такую вещь модным аксессуаром — или это уже скульптура или инсталляция.