Костюмы в фильме «Головокружение»: Ким Новак в образе эталонной хичкоковской блондинки
Инсайдеры киноиндустрии поделились волнующей новостью: студия Paramount готовится выпустить ремейк настоящей голливудской классики — «Головокружения» Альфреда Хичкока. И это хороший повод не только освежить в памяти сюжет культовой картины, но и вспомнить, чем она была примечательна в визуальном плане. Рассказываем, как гардероб героини (точнее, сразу двух героинь) Ким Новак вошел в историю и сделал ее эталонной «хичкоковской блондинкой».
В своих интервью Хичкок открещивался от вопросов о моде. Может, сама по себе она и была ему безразлична. Но это не помешало режиссеру (не без помощи культовой художницы по костюмам Эдит Хед) сделать для индустрии больше, чем иные дизайнеры. Образы его холодных, отстраненных героинь, прозванных «хичкоковскими блондинками», до сих пор то и дело появляются в мудбордах больших и малых брендов. Все потому что Хичкок отлично понимал важность костюма для повествования и раскрытия характера героя. И всегда давал детальные указания на этот счет. «Каждый костюм был подробно описан, когда он присылал мне сценарий», — вспоминала Эдит Хед. Проще всего в этом убедиться, посмотрев «Головокружение» с Ким Новак в главной роли. Или, точнее, двух главных ролях.
«Я никогда больше не работала с режиссером, которого так сильно заботила одежда», — признавалась актриса. Именно гардероб ее героини Мадлен, среди прочего, стал поводом для конфликта Новак с Хичкоком. По его замыслу, Мадлен была женщиной-призраком, наваждением главного героя, его навязчивой идеей. Поэтому ей полагалось одеваться в одежду холодных, чистых тонов. При этом она была богатой наследницей — а потому могла позволить себе выглядеть в соответствии со всеми главными трендами того времени — в духе коллекций Кристиана Диора и Кристобаля Баленсиаги. Самым важным для сюжета был серый костюм с приталенным жакетом и узкой юбкой-карандаш, дополненный лодочками на высоких шпильках и черными перчатками. Поначалу Ким наотрез отказалась от этого образа, сначала сославшись на то, что блондинкам не идут приглушенные цвета — а потом и вовсе на неудобство наряда. Но впоследствии именно дискомфорт сыграл ей на руку: он помог актрисе лучше прочувствовать то, в каком неудобном положении находилась ее героиня в своих попытках быть той, кем она не являлась. Но в одной маленькой детали Хичкоку все же пришлось пойти на уступки: с подачи актрисы черные лодочки в одной из сцен заменили на бежевые, которые сочетались с ее светлым плащом.
Совсем другое дело — вторая героиня, Джуди. Продавщица из американской глубинки была полной противоположностью утонченной, но потерянной Мадлен — и это нужно было подчеркнуть визуально. В ход пошли яркие цвета, простые, подчеркнуто сексуальные силуэты и отсутствие нижнего белья (героиня не надевала бра под облегающие джемперы — скандальный по меркам того времени ход). Бьюти-образ Джуди был соответствующим: кричащий, почти театральный макияж дополняли закрученные у лица локоны невыразительного русого оттенка — никакого платинового блонда. В сцене встречи Джуди и Скотти в ресторане смотреть на героиню практически дискомфортно — настолько ее простоватое фиолетовое платье с открытыми плечами не вписывается в атмосферу дорогого заведения и выделяется на фоне рафинированных образов других гостей.
«Головокружение» стало пиковой точкой совместной работы Альфреда Хичкока и Эдит Хед. Костюмы главных героинь получились настолько удачными, что впоследствии не раз были процитированы дизайнерами. Например, Рафом Симонсом в весенне-летней коллекции Jil Sander 2012 года. За образы Мадлен отвечали кипенно-белые рубашки и графичные черные платья-футляры с акцентированной талией, а за гардероб Джуди — всполохи ярких цветов и принтов. Еще больше фирменного хичкоковского саспенса было в мрачноватой рекламной кампании той же коллекции, где главные роли достались любимицам Симонса — российским супермоделям Наташе Поли и Дарье Строкоус, которых легко можно представить и на экране.