«Если не любишь процесс, не достигнешь цели», — балерина Мария Хорева о свободе и мечтах

Стекло в пуантах — это миф
Мария Хорева
Мария Хорева
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В свои 17 лет Мария учится в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, выступает на ведущих сценах всего мира и успевает делиться с подписчиками в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) (которых больше 200 тысяч!) моментами ежедневных репетиций. Совсем недавно балерина стала героиней новой кампании Nike и рассказала The Symbol о том, почему балет — это спорт и где найти свободу в рамках классического танца.

О пути к сцене

«Я с трех лет занималась художественной гимнастикой, и у меня хорошо получалось, я побеждала на турнирах. Когда мне было 9 лет, родители предложили просто сходить на просмотр в Вагановскую академию. Я загорелась этой идеей, мне показалось, что это интересно и у меня может получиться. И точно: меня взяли».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О репетициях и выступлениях

«Ежедневно балет больше похож на не очень красивый, не очень приятный и довольно тяжелый труд. Но когда ты выходишь на сцену, когда создаешь образ, когда выступаешь перед зрителями — это искусство, красота, сказка. Я бы провела параллель "балет – спорт", потому что он невозможен без оттачивания мастерства и элементов, исполнение которых требует чего-то приближенного к безупречности. В день на репетиции и занятия уходит в среднем 7-8 часов, иногда бывает больше в период усиленной подготовки к каким-то спектаклям или выступлениям. Но вы же знаете, если много репетировать или тренироваться, то приходит "второе дыхание", а вместе с ним — эндорфины, рождающие ощущение радости и счастья от проделанной работы. И вообще, если не любишь процесс, не достигнешь цели. Мне кажется, я научилась любить классы и репетиции».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О мотивации

«В последнее время я начала получать огромное удовольствие от самого процесса подготовки роли, партии, спектакля. Меня безумно вдохновляет пробовать что-то новое, экспериментировать с движениями своего тела, работать над образом, искать какие-то новые подходы. Удивительно, но меня все больше и больше притягивает не столько получение результата, достижение финишного пункта, сколько сама дорога до него, множество маленьких шажков, из которых складывается большой путь».

«Меня очень вдохновляют люди, которые не боятся делиться своими историями: через танец, через слова или через какое-то другое искусство. Очень вдохновляют люди, которые не ждут чьего-то одобрения или разрешения и остаются верными себе. В балете это особое искусство».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О рамках и стереотипах

«Я думаю, что в любой партии, сколь бы классической она ни была, есть место тому, чтобы попробовать новые варианты исполнения тех или иных движений, новые приемы, по-другому стараться как можно лучше исполнить каждое движение в партии. Как выделиться? Слушать себя. Оставаться верной себе – и это даст больше всего ресурсов для творчества и вдохновения, создаст свою индивидуальность».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Всегда можно найти компромисс. И даже не компромисс, а решение, удовлетворяющее все стороны, радующее всех. Сила каждого атлета, как и каждой балерины, в собственной индивидуальности. Если ты будешь поддаваться запретам, стереотипам, когда ты всегда будешь слушать чужое мнение – ты не сможешь до конца раскрыться, стать собой, показать свою индивидуальность и силу. Даже через запрет показать себя иначе, по-другому, но именно себя. Мои чудесные педагоги именно так и поступали — позволяли раскрыться».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О себе в пяти словах

«Упорство. Упрямство. Вдохновленность процессом. Целеустремленность. Серьезность».

О мечтах и целях

«Сейчас заканчивается один этап жизни, учеба в академии, и начинается другой — работа в театре. На этом переходе обнуляются все заслуги, сбрасываются все достижения. Маленький уютный класс из 12 человек разворачивается в балетную труппу из 100 или даже 200 танцоров, где надо будет снова и снова показывать, на что ты способна, и доказывать, что ты можешь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я стараюсь себе ставить маленькие цели. Смотрю на мировой балет в интернете, стараюсь ходить в театры. Есть очень много балерин и балетных танцовщиков, которые меня вдохновляют. Да и просто танцовщиков, спортсменов, блогеров — людей, которые рассказывают о себе по всему свету в социальных сетях».

Об источнике внутренней свободы

«Если говорить про танец, то подготовка партии, подготовка роли. Это всегда несколько этапов. Сначала ты выучиваешь движения, хореографический текст, а потом, когда у тебя все "в ногах", можешь добавлять какие-то свои нюансы, свои краски, окрашивать этот материал по-своему. И именно здесь начинается моя внутренняя свобода: когда я чувствую, что мне хочется сделать во время танца и что я могу сделать это. И это очень приятное чувство, когда ты понимаешь, что можешь показать себя через танец, раскрыть свою индивидуальность зрителям. Тут и начинается свободный полет творчества внутри предопределенной хореографии. И с одной стороны, конечно, есть иногда запреты, иногда мы не можем в большой мере думать сами за себя. А с другой стороны, именно когда есть запреты — вот тут и рождается творчество».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О качествах настоящей балерины

«Я считаю, что фундамент, база – это техника исполнения и то, насколько чисты линии в движениях, насколько точно воспроизводятся элементы, насколько балерина уверенно чувствует себя на сцене при исполнении сложной партии. Вот это действительно показатель! Плюс еще, конечно, большую роль играют данные: шаг, растяжка, линии ноги, красивые руки, вообще красота тела балерины. Это все совокупность факторов, но самое главное – чтобы балерина чувствовала себя уверенно. А для того, чтобы она чувствовала себя уверенно, у нее должна быть очень хорошая школа. В итоге без техники, конечно, не обойтись, но на последнем этапе решающая роль за характером».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О новом поколении танцоров

«Те, кто сейчас учится на три года младше меня, – они уже абсолютно другие. Я вижу, как новое поколение становится веселее, они добрые и дерзкие одновременно. Ребята постарше, например, более серьезные, очень погруженные в балет».

О том, есть ли в балете место бунтарству

«Да. Но не беспощадному и бессмысленному, революционному, деструктивному, а эмоциональному, творческому, созидательному».

О кумирах

«Я считаю, что в направлении развития современного танца сделала очень многое Диана Вишнева. Великая балерина, одна из моих кумиров, идеалов, к которым нужно стремиться. Кстати, я сейчас оканчиваю Академию Русского балета у педагога, у которого когда-то училась и выпустилась Диана Викторовна».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вишнева испробовала очень много нового. Поработала со многими хореографами, исследовала современный танец в его очень разных ипостасях. И да, она во многом проложила дорогу русскому балету в то, каким мы сейчас его представляем».