Как звездные стилисты помогли знаменитостям потеснить модных инфлюенсеров
«Король умер. Да здравствует король!», — так можно было бы кратко изложить отчет платформы Lyst об итогах 2021 года в моде. Во всяком случае, ту его часть, которая посвящена самым влиятельным людям индустрии. В принципе, еще в конце прошлого года было понятно, что фэшн-инфлюенсеры постепенно отходят на второй план, снова уступая первенство знаменитостям. В чем же дело? «Мы живем во вторую декаду демократизации моды. В предыдущее десятилетие блогеры и инфлюенсеры взяли индустрию штурмом, что позволило брендам продавать свои продукты клиентам напрямую, через онлайн-каналы. Теперь же на первый план выходят культурная значимость конкретной персоны и сообщество, сформированное вокруг нее», — объясняет такой сдвиг Бренда Отеро, менеджер по изучению культуры платформы Lyst. Иными словами, людям в кои-то веки снова стали интересны те, чьи профессиональные навыки не ограничиваются умением красиво позировать с дизайнерской сумкой в руках для очередного поста в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).
Но если отбросить всю эту лирику, то стоит признать, что своим новообретенным влиянием звезды обязаны не только изменившейся культурной парадигме, но и работе собственных стилистов. Особенно это очевидно на примере Зендеи, которая в отчете Lyst названа самой влиятельной персоной года (а незадолго до этого получила еще и награду «Икона стиля» от CFDA). Действительно, ее безупречные выходы на красную дорожку мы весь год обсуждали с придыханием, но так было отнюдь не всегда: до того, как актриса обратилась за помощью к стилисту Лоу Роучу (который также реанимировал стиль Селин Дион), на ее образы было больно смотреть (впрочем, тогда она была еще подростком — а кто из нас не экспериментировал в эти годы?). То же касается и Меган Фокс: даже на пике своей популярности актриса считалась секс-символом, но уж точно не иконой стиля. Зато после начала работы со стилисткой Мейв Рейли, которая переодела свою новую клиентку в последние коллекции Jacquemus, David Koma и Mugler, Фокс стала желанной гостьей на любых модных мероприятиях — вплоть до Met Gala (ее выход на «Оскаре мира моды» Рейли вообще считает своим самым большим профессиональным достижением). Про Гарри Стайлза и Эмму Коррин, которых одевает Гарри Ламберт, и говорить нечего: они в кратчайшие сроки стали героями всех глянцевых обложек и официальными амбассадорами Gucci и Miu Miu соответственно. Какого еще одобрения от индустрии можно желать?
Выходит, что на самом-то деле самые влиятельные люди в сегодняшней моде — это даже не сами звезды, а их стилисты. И именно от них зависят популярность и коммерческий успех тех или иных вещей и брендов. Не верите нам — взгляните на цифры. Согласно данным Lyst, наделавший немало шума кардиган-«шторку» на золотой застежке-перемычке из осенне-зимней коллекции Jacquemus стали искать в сети на 78% чаще сразу после того, как в нем появились на публике Хейли Бибер и Меган Фокс. Что объединяет этих двух девушек, кроме безусловной популярности? Разумеется, один стилист — Мейв Рейли. Аналогичная судьба постигла и сумку из эко-кожи молодой марки JW Pei, которую Рейли подобрала для Фокс на Amazon: после выхода актрисы вся партия этих аксессуаров была полностью распродана (разумеется, сыграла свою роль и цена — всего-навсего около 100 долларов за возможность быть «как Меган Фокс»). Так что дружить с селебрити-стилистами дизайнерам стало куда выгоднее, чем с модными блогерами — теперь они помогают продавать вещи быстрее и эффективнее. Но как это произошло, если еще совсем недавно казалось, что фэшн-блогеры окончательно захватили индустрию и никуда не собираются уходить вопреки недовольствам остальных ее игроков?
По большому счету, значимость звездных стилистов возросла вместе с тем, как изменилось отношение к визуальному контенту, который производят знаменитости. «Раньше визуальный контент служил для "закрытия дыр" или в качестве механики для повышения охватов. Например, у артиста выходил потенциальный хит, и его нужно было поддержать клипом — чаще всего, довольно незамысловатым. А потом появились музыканты новой школы, которые стали использовать визуал как возможность для некого высказывания наравне с самой музыкой. И это изменило все: теперь даже откровенно "попсовые" артисты уделяют огромное внимание визуальной составляющей и готовы тратиться на стилистов, которые дадут дополнительный толчок их карьере», — говорит стилист Ксюша Смо, которая работает с Настей Ивлеевой и певицей Лилу, а также стилизовала клипы рэпера Pharaoh в начале его карьеры. Действительно, за последние несколько лет трудно вспомнить клип, в котором артист не меняет несколько образов из последних коллекций — и иной раз эти самые образы обсуждают едва ли не оживленнее, чем текст новой песни или ее аранжировку. Наглядный пример — клип Дуа Липы «Love Again»: в нем певица появилась в бикини The Attico с «зебровым» принтом — и сразу после релиза этот купальник стали искать в интернете на 224% (!) чаще. Согласитесь, впечатляет: выходит, такая ненавязчивая интеграция работает куда лучше любой рекламы в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации).
Впрочем, изменился и фронт работы звездных стилистов. Если раньше они одевали своих клиентов лишь для выступлений, съемок и самых важных мероприятий, то сегодня собирают им гардероб на все случаи жизни — вплоть до повседневных выходов. А это значит, что их работа стала заметнее: теперь мы видим ее результаты не только несколько раз в год на красных ковровых дорожках, а буквально каждый день. Те же Хейли Бибер, Меган Фокс, Рианна и Ким Кардашьян регулярно позируют папарацци на улицах — и не в оверсайз-худи и удобных шлепанцах, как это было принято еще несколько лет назад, а в тотал-луках из последних коллекций или модном винтаже. «Сегодня появления звезд перед папарацци — это тщательно срежиссированные выходы, которые продумываются за несколько недель, а в процессе к ним еще и могут добавляться какие-то ультрамодные вещи, которые нужно надеть здесь и сейчас, пока они еще актуальны. Так создается, например, стиль Ким Кардашьян: у нее идут бесконечные примерки, иногда — по 200 вещей за один раз. Поэтому могу сказать точно: стилисты сегодня есть у всех звезд, даже если они сами это отрицают. Ни у одной знаменитости нет времени, чтобы подбирать для себя столько образов и продумывать их до мелочей. Для этого нужен человек, который следит за всеми коллекциями, сотрудничает со всеми брендами и знает, к кому обратиться в той или иной ситуации. Просто некоторые из звездных стилистов — скромные люди, которые не любят "светиться", а некоторые и вовсе работают редакторами больших глянцевых журналов, поэтому попросту не могут себе позволить разглашать информацию о своих клиентах» , — рассказала нам стилист Александра Белоус.
Впрочем, есть и те, кто «светиться» очень даже не прочь — и они сами уже становятся такими же звездами, как их знаменитые клиенты. Например, все та же Мейв Рейли на волне своего успеха завела канал в YouTube, где не только делится подробностями своей работы, но и поднимает такие социально значимые темы, как буллинг. Кейт Янг, которая уже не один год отвечает за выходы Сиенны Миллер, Марго Робби и Селены Гомес, тоже просвещает зрителей в YouTube: в своих видео она кратко и довольно бодро рассказывает об истории модных Домов и культовых вещей (формат «История Dior за 15 минут» — эдакая «шпаргалка» по основным фактам). А Лоу Роуч, который одевает Зендею и Аню Тейлор-Джой, периодически выходит на красные ковровые дорожки и снимается для глянца — и ничуть не менее эффектно, чем его подопечные (чего стоят только его любимые гигантские платформы, которые он носит с такой же непринужденностью, как самые удобные кроссовки). Оно и понятно: в эпоху соцсетей личный бренд нужен всем — от мастеров по маникюру до топ-менеджеров крупных компаний. Поэтому и селебрити-стилисты осознали, что оставаться «тайным оружием» своих клиентов и всегда быть в их тени — больше не вариант. Так что к следующему году в отчет Lyst они уже имеют все шансы попасть если не отдельно от своих подопечных, то по крайней мере рядом с ними. Все-таки героев нужно знать в лицо и по именам. Особенно если именно они все чаще и чаще заставляют нас страстно хотеть очередную it-bag или самые модные туфли сезона. Кстати, что там опять надела Меган Фокс?..