Как возродить забытый бренд — и почему поменять дизайнера не всегда достаточно
Представьте: вы — владелец модного бренда, который выпал из обоймы и утратил популярность. Что вы сделаете, чтобы вернуть ему былую славу? Наверняка первое, что придет вам в голову — нанять нового креативного директора. Молодой и энергичный (и желательно — популярный) дизайнер привнесет свежие идеи, новый взгляд на стиль марки — а заодно и притянет за собой новую аудиторию. И потом, кадровые перестановки — дополнительный инфоповод, который заставит прессу лишний раз упомянуть бренд. Казалось бы, что еще нужно?
Однако многочисленные свежие примеры доказывают, что этого вообще-то недостаточно. Конечно, кровь в организме должна циркулировать — у дизайнера, даже самого талантливого, «замыливается глаз», и он не всегда может и хочет адаптироваться к постоянно меняющейся моде. На этом погорели даже великие — Поль Пуаре и Андре Курреж, скажем, в свое время пропали с модного горизонта ровно по той причине, что не смогли конкурировать с молодыми. Но часто бывает так, что с приходом нового креативного директора пазл по-прежнему не складывается. Владельцы Roberto Cavalli недавно сменили уже второго дизайнера — на смену Полу Сарриджу пришел Фаусто Пульизи. Сарридж заметно осовременил бренд — но так и не смог вернуть к нему былой интерес. Похожая история произошла и с Courrèges — c 2015-го по 2017-й Дом возглавляли Арно Вайан и Себастьен Мейер — создатели бренда Coperni. Несмотря на огромную популярность их собственной марки, безусловный талант обоих дизайнеров и некогда культовый статус вверенного им Дома, успехом это сотрудничество не увенчалось. На этом посту их сменила Иоланда Зобель, которая тоже проработала там всего 2 года. Осенью было объявлено, что ее заменит Николя ди Феличе — дизайнер, который ранее работал в Balenciaga и Louis Vuitton под руководством Николя Жескьера, а в Christian Dior — вместе с Рафом Симонсом. Работа популярного стилиста и вечного творческого компаньона Леди Гаги Николы Формикетти в Diesel тоже не «выстрелила» — хотя изначально новость о его назначении была встречена с большим воодушевлением. Так в чем здесь проблема?
Давайте разберемся с позитивными примерами. Хрестоматийные — возрождения Lanvin и Balenciaga силами Альбера Эльбаза и Николя Жескьера соответственно. Оба оказались очень успешными — настолько, что вдохновили инвесторов на покупку других забытых домов с историей. Что между ними было общего? Оба произошли примерно в одно время — в конце 90-х — начале нулевых. В тот момент был большой запрос на легенды и истории — и два старинных парижских Дома с солидным наследием идеально ему отвечали. К тому же оба дизайнера смогли выдержать очень тонкую грань — грамотно и деликатно работать с архивами, но не скатываться в костюмную драму и делать очень современные и свежие вещи. И потом, в основе визуального языка обоих Домов лежали очень созвучные тому времени приемы и ценности — конвенциональная женственность, кропотливая работа с силуэтом и высокая декоративность.
О чем это говорит? Во-первых, для успешного возрождения бренда нужен дизайнер, который сможет взять лучшее, чем марка прославилась, и перевести это на современный язык. Одинаково опасно и уйти в дословное воспроизведение архивных вещей, и полностью порвать с прошлым — это может дать должный эффект, но лишь на очень короткое время. Во-вторых, должен быть выбран правильный момент. Успешно получается вернуть к жизни только те марки, которые потенциально могут вписаться в текущую социальную и модную повестку. Скажем, было бы странно браться за «реновацию» минималистичного и андрогинного Pierre Cardin в то время, когда есть большой запрос на конвенциональную женственность в духе Кристиана Диора. И, наконец, в этот момент в принципе должен быть хоть какой-то интерес к истории моды — иначе затевать подобное просто не имеет смысла.
Кажется, сочетание этих трех моментов есть в недавней попытке реанимировать Blumarine. Сейчас есть огромный всплеск популярности стиля конца 90-х и начала нулевых, когда марка была на самом пике популярности; молодой и энергичный дизайнер Никола Броньяно, который в дебютной коллекции смог умело поработать с кодами бренда; и, наконец, новый виток интереса к историческим маркам и их архивам, даже вылившийся в очередную волну логомании. Мало того — владельцы Blumarine приняли грамотное решение «усилить» креативного директора — и пригласить стилизовать и консультировать обновленную марку Лотту Волкову — самого популярного стилиста современности. И все это уже дало свои первые плоды — после последнего весенне-летнего шоу о них снова заговорили — наверное, впервые за последние лет десять. И если в дальнейшем момент не будет упущен, у Blumarine есть все шансы вернуть себе некогда утраченные позиции.