Как ветераны моды снова стали более востребованными, чем молодые дизайнеры

В бой идут одни старики
Джон Гальяно с моделями во время показа Christian Dior Haute Couture осень-зима 2009/10
Джон Гальяно с моделями во время показа Christian Dior Haute Couture осень-зима 2009/10
Pascal Le Segretain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самая горячая тема для обсуждений? Если вы как-то связаны с модой, то больше Олимпиады в Париже и президентской гонки в США вас, скорее всего, волнует судьба Джона Гальяно. По информации Астрид Вендланд, автора блога Miss Tweed, он не намерен продлять контракт с Maison Margiela, который истекает в октябре. Уходить на пенсию, как его коллега Дрис Ван Нотен, Джон тоже вроде бы не собирается. Но его следующий ход пока остается тайной. Предположения варьируются от просто странных (якобы он заменит Кима Джонса в Fendi) до откровенно фантастических (дескать, вернется в Dior, откуда был с позором изгнан в 2011 году). Если бы букмекеры принимали ставки на следующее место работы дизайнера, то заработали бы на этом не меньше, чем на текущих Олимпийских играх.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Переживает индустрия и за Сару Бертон, год назад покинувшую Alexander McQueen: ей прочат вакантную позицию в Givenchy (на которую, по слухам, собеседуют и уже упомянутого Гальяно). Не дает покоя фэшн-энтузиастам и пустующее кресло креативного директора Chanel. Среди возможных претендентов на него упоминаются Эди Слиман, Марк Джейкобс и даже Джереми Скотт. В новую для себя роль безработного вживается всеобщий любимец Пьерпаоло Пиччоли, совсем недавно уступивший Valentino другому римлянину — Алессандро Микеле. Что объединяет эти кейсы? В них так или иначе фигурируют очень опытные игроки.

Постоянная ротация креативных директоров в крупнейших брендах все больше напоминает шахматный турнир высочайшего уровня. За досками — лишь гроссмейстеры. Никаких юниоров

Постоянная ротация креативных директоров в крупнейших брендах, когда-то метко прозванная «игрой в музыкальные стулья», в последние месяцы все больше напоминает шахматный турнир высочайшего уровня. За досками — лишь гроссмейстеры. Никаких юниоров. Если верить упорным слухам (а дыма без огня, как мы знаем, не бывает), все ключевые партии разыгрываются исключительно между ветеранами индустрии. Гальяно якобы пытается отбить Dior у Марии Грации Кьюри, Слиман и Скотт бьются за Chanel, а Микеле уже поставил мат Пиччоли в Valentino. Никаких темных лошадок. Сплошь давние знакомые, которые не нуждаются в представлении. Интриги это, впрочем, не отменяет. Напротив: следить за перемещениями таких крупных фигур ужасно увлекательно. Впервые за долгое время кадровые перестановки в моде не выглядят мышиной возней. Вернулось давно забытое ощущение, что история творится прямо на наших глазах. А ведь еще в начале года такая картина не являлась нам даже в самых смелых фантазиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наоми Кэмпбелл и Марк Джейкобс, 1998 год
Наоми Кэмпбелл и Марк Джейкобс, 1998 год
Legion-Media

Совсем недавно у всех на устах были принципиально иные герои. Мы взахлеб обсуждали скоропостижное увольнение Людовика де Сен-Сернена из Ann Demeulemeester и Руиджи Вильясеньора из Bally, спорный дебют Харриса Рида в Nina Ricci и слухи о возможном назначении Симона Порта Жакмюса в Givenchy. Что общего у упомянутых персонажей? Они довольно молоды (Риду и Вильясеньору нет даже тридцати) и стали популярны благодаря соцсетям. Эдакие дизайнеры-инфлюенсеры, чье главное конкурентное преимущество — не внушительное резюме, а армия верных подписчиков. В какой-то момент стало казаться, что онлайн-слава и умение создавать красивый визуальный контент теперь ценятся выше, чем портновское мастерство и релевантный опыт работы. И вот мы здесь. Наблюдаем, как фэшн-эйчары и боссы люксовых конгломератов бьются за тех, кто этим фэшн-вундеркиндам в отцы годятся. С чего бы вдруг?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая из возможных причин такого расклада — лирическая. А именно — ностальгия. Она способна не только вызывать к жизни канувшие в лету тренды вроде джинсов с низкой посадкой, но и реанимировать карьеры дизайнеров. Лучший тому пример — все тот же Гальяно. Рискнем предположить, что «отмена отмены» состоялась в том числе из-за роста интереса к его архивным вещам 90-х и 2000-х. Вполне возможно, что возвращение Джона в большую игру не было бы столь стремительным, если бы не накрывшая модниц тоска по «седлам», микро-юбкам из денима и топам с яркими принтами, которые он создавал на рубеже веков для Dior. Соскучилась индустрия и по масштабным театрализованным шоу, которое удавались (и по-прежнему удаются) ему лучше всех. Не просто же так последний показ Maison Margiela Artisanal «сломал интернет».

Дизайнеры «с пробегом» не избалованы психотерапией и не чтут work-life balance. Они полностью растворяются в работе. Служение ремеслу для них важнее личных границ. Настолько, что некоторые из них отправляются в рехаб прямо с показов или из ателье

Вторая причина носит уже сугубо прикладной характер. И упирается она в разницу между поколениями. Дизайнеры «с пробегом» не избалованы психотерапией и не чтут work-life balance. Они полностью растворяются в работе. Служение ремеслу для них важнее личных границ. Настолько, что некоторые из них отправляются в рехаб прямо с показа или из ателье. Молодняк на такие жертвы идти не готов. Все мы помним, как Людовик де Сен-Сернен покинул Ann Demeulemeester всего через полгода после назначения. Тут же поползли слухи, что виной всему конфликт с владельцем бренда, Клаудио Антониоли. И что Людовик, дескать, не стал искать компромисс со «сложным» начальником, а просто хлопнул дверью и ушел. И это очень симптоматично для джензеров и поздних миллениалов, которые не считают увольнение провалом, а решение о нем зачастую принимают молниеносно, едва столкнувшись с малейшим дискомфортом на рабочем месте. В модной индустрии, как известно, такое не любят. Трудиться здесь нужно много, упорно и с максимальной отдачей. Даже если это в ущерб собственным интересам и ментальному здоровью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джереми Скотт и Карла Фенди, 2001 год
Джереми Скотт и Карла Фенди, 2001 год
Legion-Media

Но есть еще один «слон в комнате», на которого недвусмысленно намекает такая смена парадигмы. И это кризис идей, в который мода погрузилась в погоне за вирусными инфоповодами и постоянным ростом продаж. Приходится признать, что более юные дизайнеры, от которых ждали свежего взгляда, в основном занимались цитированием своих предшественников, приправленным хитрыми пиар-уловками и упакованным в формат контента для соцсетей. Индустрия жаждала новых (в идеале — более коммерческих) Гальяно, Маккуинов, Фордов и Готье, но вместо этого получила лишь их бледные копии. И повсеместное падение продаж в брендах, недавно сменивших креативных директоров (взять хотя бы Gucci, в очередной раз просевших на целых 20%) — бесспорный аргумент в пользу более опытных и стабильных дизайнеров. Если со всем остальным как-то можно примириться, то финансовые проблемы — «красный флаг», который не получается игнорировать, Так что эйджизм пал жертвой холодного расчета. Причем довольно буднично, будто и не было никаких тектонических сдвигов. Другое дело, что опытные дизайнеры, прямо скажем, не молодеют. А вопрос о том, кто придет им на смену, все еще остается открытым.