Как рэперши превратились из образцов безвкусицы в икон моды и феминизма
Обложку мартовского номера The Symbol US украсила 26-летняя рэперша Megan Thee Stallion. Если в последний год вы не были отрезаны от окружающего мира, то наверняка слышали ее вирусный трек Savage — великий и ужасный TikTok моментально превратил его в хит планетарного масштаба похлеще какого-нибудь Despacito. Сегодня появление такой фигуры на обложке модного журнала вызовет вопросы разве что у какого-нибудь совсем закостенелого ретрограда (или, если совсем уж честно, ханжи), но так было отнюдь не всегда. Каких-нибудь 30-40 лет назад представить себе рэп-артистку в глянцевой съемке было почти невозможно — их считали образцами безвкусицы и вообще всячески отказывали им в праве быть включенными в модную повестку.
Более того — женщин в хип-хопе отказывались воспринимать не только за пределами субкультуры, но и внутри нее. Еще в 80-х рэпом безраздельно правили мужчины — и первым женщинам в этом мире приходилось играть по их правилам, чтобы отвоевать себе место под солнцем. Первые популярные рэперши во всем копировали стиль своих коллег мужского пола. Подобно тому, как в то же самое время женщины в бизнесе одевались в жакеты с огромными плечами, чтобы их воспринимали серьезно, первые хип-хоп-артистки вовсю носили мешковатые спортивные костюмы, бейсболки, популярные логотипы напоказ и, конечно, bling-bling — очень много золота, особенно массивных цепей. Пионеры женского рэпа Salt-N-Pepa выглядели именно так — в 2017-м году Марк Джейкобс не удержался и посвятил их стилю целую коллекцию.
Обозначать свою территорию не только в музыке, но и в моде женщины-хип-хоперы стали гораздо позже. Даже в 90-х и нулевых популярные хип-хоп-артистки продолжали по привычке одеваться на мужской манер — Мисси Эллиотт, например, сделала своей визитной карточкой классические спортивные костюмы adidas, массивные кроссовки и все те же золотые цепи. Настоящую революцию в конце 90-х совершила Кимберли Джонс, более известная как Lil' Kim. Она первой стала носить все, что впоследствии стало не только униформой женщин в рэпе, но и активно вышло в мейнстрим. «Кислотные» неоновые оттенки, яркий макияж с акцентом на блестящие губы, мех всех возможных расцветок и очень много обнаженного тела — впервые за все время женщины в рэпе не побоялись выглядеть сексуально — но не призывно, как поп-звезды того времени, а ярко, агрессивно, даже вызывающе. Правда, прижилось это не сразу. Той же Lil' Kim пришлось столкнуться с агрессией и слатшеймингом — причем, что парадоксально, в основном со стороны других женщин.
Но, несмотря на весь скепсис, процесс был запущен. Дамские сумки с логотипами знаменитых брендов и туфли на высоченных каблуках стали таким же статусным символом, как когда-то золотые цепи и новые кроссовки adidas и Reebok — и перестали считаться чем-то постыдным. Более того, они превратились в новое мерило успеха — что особенно важно, достигнутого исключительно своими силами. Карди Би теперь читает не о золотых цепях, а о «красных подошвах» (разумеется, речь о туфлях Christian Louboutin). А на красные ковровые дорожки она носит вовсе не спортивные бренды, а винтажный кутюр Thierry Mugler. Тем не менее, даже сейчас многие отказывают ей и в статусе модной иконы, и в праве называться феминисткой. «Многие люди считают, что феминисткой может считаться только женщина, у которой есть научная степень, которая может быть боссом и заниматься бизнесом. Они думают, что только Мишель Обама может быть феминисткой. Но феминистка — это любая женщина, которая в состоянии заниматься тем же, чем и мужчины. Я могу сделать все то же, что и любой мужчина. Я на вершине чартов — и я достигла этого, будучи женщиной», — поделилась она в интервью журналу i-D. И, честно говоря, она абсолютно права.
Даже в 2021-м году до людей все еще приходится активно доносить мысль о том, что феминистка может быть любой. Одеваться сексуально или скромно, заниматься наукой или рэп-музыкой, носить или не носить макияж и высокие каблуки. «Зачастую я выгляжу сексуально вовсе не для мужчин. Меня очень раскрепощает возможность выглядеть откровенно», — вторит своей коллеге (и главной сопернице) Ники Минаж. И хип-хоп-артистки продолжают расширять границы того, как может и должна выглядеть феминистка. Именно они — иконы новой волны феминизма, которые не стесняются своей сексуальности. И совсем не стремятся использовать ее в угоду мужчинам. Конечно, им предстоит еще долго бороться со стереотипами в этой части — но давайте не забывать о том, как много уже сделано в этом направлении. Сегодня рэперши наравне с супермоделями и голливудскими актрисами появляются на глянцевых обложках и в рекламных кампаниях ключевых модных брендов — из всеми порицаемых образцов безвкусицы они смогли превратиться в полноправных модных икон. А хейтеры были и будут всегда — но этим смелым и сильным женщинам, кажется, уже абсолютно все равно.