Как Мартин Маржела возглавил Hermès и стал родоначальником «тихой роскоши»
«Тихая роскошь» — вне всяких сомнений главный тренд года. Неброские, но очень дорогие образы Гвинет Пэлтроу в суде и луки героев сериала «Наследники» разбираются буквально по косточкам, чтобы уловить дух того самого люкса, который не кричит о себе. Что называется, «кто знает, от поймет». Но это вовсе не какая-то новая тенденция. В 1997-м сам термин quite luxury еще не был в ходу, но то, что им сегодня называют, уже вовсю набирало обороты. Родоначальником этого направления фактически стал Мартин Маржела, бывший в то время креативным директором Hermès. Рассказываем, как самый загадочный (и влиятельный!) дизайнер современности заложил основы тренда, актуального 26 лет спустя.
История моды видела самые неожиданные назначения дизайнеров в исторических Домах. Но одним из самых удивительных кейсов до сих пор остается работа Мартина Маржелы в Hermès. К 1997-му он уже не был новичком: редакторы бились за право присутствовать на показах Maison Martin Margiela, чтобы первыми увидеть, что в новом сезоне предлагает изобретательный бельгиец. Поразительно, но его звезда зажглась ровно в тот момент, когда дизайнеры начали становиться полноценными знаменитостями: давать интервью, появляться на страницах таблоидов, тусоваться с актерами и музыкантами. Маржела не делал ничего из перечисленного — да и вообще почти не появлялся на публике, чем заслужил себе репутацию «анонимного» и «загадочного» дизайнера. Что же такого аноним мог предложить почтенному парижскому Дому, одевающему респектабельную европейскую буржуазию?
От этого назначения ждали шока, трепета, революции. Фэшн-инсайдеры гадали, какой получится дебютная коллекция скрытного деконтруктивиста. Может, он разрежет культовую сумку Kelly пополам? Или устроит показ где-нибудь на задворках Парижа, подальше от штаб-квартиры Дома на улице Фобур-Сент-Оноре? Но Маржела — на то и новатор, чтобы быть непредсказуемым. Он сделал все ровно наоборот. Провел первый показ во флагманском бутике Hermès. И показал коллекцию максимально спокойных, если не сказать консервативных, вещей. Кашемировых пальто и джемперов, «мужских» брючных костюмов, широких брюк и длинных кожаных перчаток во всех оттенках черного, серого, бежевого и карамельно-коричневого. Никакой деконструкции, никакого апсайклинга, никаких нетривиальных силуэтов Словом, ничего, чем славился на тот момент Маржела. Собравшиеся на показе модные критики были неприятно удивлены: коллекцию они сочли скучной и удостоили очень сдержанных оценок.
Но Маржеле было не привыкать. Его первые показы для собственного бренда тоже не сразу «распробовали». Нужно было время, чтобы фэшн-инсайдеры начали понимать, что он хотел этим сказать. Только 26 лет спустя мы осознаем, что в тот день родился стиль, который все это время будет существовать фоном, а к 2023-му вырвется в число основных трендов. Гости дебютного показа Маржелы для Hermès своими глазами увидели зарождение «тихой роскоши» в том виде, в котором мы ее знаем сегодня. Придуманная Мартином одежда, может, и не производила должного впечатления на зрителей, зато становилась постоянной униформой покупательниц. Дизайнер продумывал каждую деталь из соображений практичности. Глубокий V-образный вырез на кашемировом джемпере позволял снимать его, не испортив прическу — или даже носить на бедрах, завязав рукава узлом. Пальто и жакеты свободного кроя мягко «обнимали» фигуру, не сковывая движений. Широкие брюки не мешали шагу. Эта одежда ни к чему не обязывала — она давала свободу быть собой, жить активной жизнью, дышать полной грудью. Не страдать из-за высоких каблуков или узкого платья, сдавливающего живот и бедра. Не гнаться за трендами, наполнять свою жизнь другими смыслами и занятиями. Клиентки Дома оценили эту идею.
Если бы вещи Маржелы для Hermès можно было бы описать одним словом, то лучше всего подошло бы определение «бережные». Они как бы оберегали своих носительниц от дискомфорта, навязчивого внимания и боязни выглядеть неуместно. Они адаптировались под их жизнь, а не заставляли этих женщин подстраиваться под себя. А еще подкупали деталями. Пуговицами с шестью отверстиями, образующими монограмму «H». Двойным кожаным ремешком часов, который потом скопировали все большие и малые бренды. Шелковой подкладкой кашемировых пальто, кокетливо выглядывающей наружу при каждом движении. В общем, всеми нюансами, которые можно оценить только при ближайшем рассмотрении.