Как кризис и санкции повлияют на российские модные бренды — и вырастут ли цены на их вещи
Когда появились новости о стремительном уходе (или «временном приостановлении деятельности», если верить официальным пресс-релизам) практически всех зарубежных брендов с российского рынка, покупатели разделились на два лагеря. Первые побежали судорожно тратить честно заработанные, но стремительно обесценивающиеся рубли в закрывающиеся Zara, Uniqlo и прочие H&M (фото и видео с огромными очередями во всех торговых центрах России вы наверняка уже видели). Те, у кого была такая возможность, решили напоследок вложиться в дорогие сумки, дизайнерские туфли, ювелирные украшения и прочий «тяжелый люкс» (если верить нескольким источникам, в последний день работы общая выручка московских бутиков Louis Vuitton в ГУМе, ЦУМе и «Временах года» составила внушительные 110 млн рублей). Вторые же от импульсивных трат воздержались, а уходу с рынка крупных игроков лишь обрадовались, предрекая скорый расцвет российским брендам. Казалось бы: все крупные конкуренты ушли в один момент — осталось лишь захватить расчищенный рынок и жить долго, счастливо и очень прибыльно. Но все оказалось не так просто и радужно.
Сами владельцы российских брендов, их дизайнеры и пиарщики в своих прогнозах пока гораздо осторожнее. В первую очередь из-за цен, которые будут неминуемо расти. Большинство российских брендов отшивает свои вещи из европейских материалов, которые стремительно дорожают из-за скачущих курсов валют. К тому же сам их ввоз в Россию сильно усложнился, что тоже в конечном итоге скажется на цене всех готовых вещей, которые висят на рейлах бутиков и концепт-сторов. «Закупочные цены всегда были в евро, а из-за моего подхода и принципиальности мы покупали только лучшее. Цена на уникальные материалы, тираж, логистика — все считается в валюте и формирует стоимость изделий», — говорит дизайнер бренда Golovina Mari Мария Головина. Однако клиентам марки не стоит торопиться паниковать. Повышение цен произойдет не сразу — текущую коллекцию марки оно не затронет: «Мы выпускаем 4 коллекции в год — посезонно. Весну мы презентовали в начале месяца и, конечно, вся ткань для нее давно уже была на производстве, поэтому цены мы не поднимали. С летней коллекцией, релиз которой намечен на май, все обстоит иначе. Реалии таковы, что ткани будут оплачены уже по новому курсу евро, что, конечно, отразится на стоимости коллекции для нас, а значит и для клиента».
Планирует сдерживать цены до последнего и агентство NOB, представляющее бренды Red September, Roma Uvarov Design, Odor и into | into. «Мы будем стараться удерживать розничные цены на представленные на сегодняшний день коллекции и ни в коем случае не будем поднимать их на 20-30%, как это уже сделали наши многие коллеги. Примерно в конце марта в nobconcept.com в продаже появятся весенне-летние коллекции по запланированным ранее ценам без повышения», — рассказал нам Сергей Варгин, генеральный директор и сооснователь NOB. Но многие бренды вынуждены начать повышение цен в самое ближайшее время — это коснется даже тех вещей, которые уже были отшиты и поставлены в магазины. Причина весьма прозаична: это нужно для того, чтобы иметь возможность закупить по новым ценам ткани и фурнитуру для следующих коллекций, которые уже находятся в производстве. «В ближайшие несколько недель мы не будем поднимать цены, но повышение в итоге придётся сделать даже на уже отшитую коллекцию, иначе у нас не будет ресурсов для заказа коллекции предстоящей», — объясняет пиар-директор Ololol Алина Лаврентьева, — «Ткань уже подорожала соответсвенно курсу доллара и евро, это прямая зависимость, и мы прогнозируем рост цен примерно на 30%».
На рост цен влияют и другие факторы — например, необходимость проиндексировать зарплаты сотрудников из-за растущей инфляции. «Мы все столкнулись с высокой инфляцией, что обязует нас повысить стоимость работы, чтобы наши мастера минимально почувствовали на себе изменение уровня жизни», — уточнила Катя Киндрась, соосновательница брендов MIRSTORES и Beaded Breakfast. Но поводы для осторожного оптимизма касательно роста цен все-таки есть: и Катя, и ее коллеги будут стараться делать все возможное, чтобы он был минимальным и не шокировал лояльных клиентов. Но для этого придется проделать огромную работу: и снизить маржинальность, и пересмотреть логистику, и всеми силами стараться сохранить отношения с зарубежными партнерами, которые уже не так охотно взаимодействуют с российскими компаниями, как еще каких-нибудь пару месяцев назад. «Мы уже начали пересматривать все бизнес-процессы, логистику, внутреннее строение компании для того, чтобы по максимуму сохранить цены и снизить себестоимость наших вещей», — признается Алина Лаврентьева. Другой путь — работать над улучшением сервиса, предлагать уникальный клиентский опыт и вводить дополнительные услуги, чтобы повышение цен не вызывало вопросов у покупателей. Эту тактику выбирает Мария Головина: «Цена будет повышаться, но мы подготовим к этому клиента, а еще создадим новые предложения, улучшим сервис, предложим услуги, которых в бренде ранее не было».
Так или иначе, все наши собеседники ищут способы адаптироваться к стремительно меняющейся реальности и не исключают уже никаких неожиданностей. Не допускается лишь один сценарий — опустить руки и сдаться. Ведь если для зарубежных марок уход из России означает потерю лишь одного (хоть и очень важного) рынка, то локальные бренды рискуют сразу всем своим бизнесом. Ставки как никогда высоки, так что капитуляция перед неожиданными сложностями даже не рассматривается. Поэтому с уверенностью можно прогнозировать лишь одно: российская мода точно будет жить. Но то, как она будет выглядеть в самое ближайшее время, остается загадкой даже для тех, кто ее создает.