Jahnkoy: «Нужно перестать покупать кофты за $2, не думая о том, как и где они произведены»

Номинант на LVMH Prize Мария Казакова о силе ширпотреба, сознательном потребителе и возвращении дизайна к ремеслу
Фото: Renzo Spirit Buffalo

Уже 16 июня будет объявлено имя победителя престижного конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize. Среди финалистов - уроженка Сибири Мария «Джанкой» Казакова, чей путь в большую моду из Новосибирска через Москву и Лондон привел ее в Нью-Йорк. После учебы в Британской высшей школе дизайна, колледже дизайна и искусств Central Saint Martins и магистратуры в школе Parsons Мария громко заявила о себе дипломной коллекцией The Displaced и основала марку Jahnkoy. Дебютный показ состоялся при поддержке Puma на Неделе мужской моды в Нью-Йорке в феврале 2017-го. 

Мы встретились с Марией во время работы над новым проектом при поддержкe Puma, который мы увидим в июле, чтобы обсудить настоящее и будущее общества потребления и значение ручных ремесел в модной индустрии XXI века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расскажи о первых шагах в дизайне?

В детстве я любила шить и, как многие, делала одежду для Барби. Меня этому научила бабушка: мы с ней много времени проводили в магазинах тканей. На уроках труда в школе учительница разрешала мне экспериментировать. Помню, однажды все шили простую юбку, а я сделала джинсовую с бахромой и заклепками – на тот момент это был верх моих возможностей. И тогда я поняла: я могу все что угодно сшить сама! Так и осознаешь, чем надо заниматься в жизни. Если тратишь на какое-то занятие кучу времени, оно приносит тебе радость и не зависит от материального вознаграждения, значит, это то самое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты проделала длинный путь из Новосибирска через Москву и Лондон в Нью-Йорк. Что тебе дали эти города и разные школы?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Британка в Москве обучила меня основам, помогла понять, что такое мода и дизайн, как шить одежду, как рисовать, дала практические навыки. Лондон был как глоток свободы и усердного труда. Там я выработала свой подход к дизайну: за год в колледже Saint Martins мы сделали множество проектов, один за другим, произошел очень быстрый рост. Нью-Йорк стал следующей ступенью: я поняла, как использовать все эти знания и главное – зачем. Магистратура в Parsons сконцентрирована на углубленном изучении своего внутреннего мира и всей окружающей среды, особое внимание уделяется социальным вопросам и роли моды в социуме. Я окончила магистратуру по созданию искусства, связывающего моду и общество (MFA Fashion Design and Society), моя работа выражает мой взгляд на все происходящее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В своей студии
В своей студии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ты начинала работать с женской одеждой, а потом перешла на мужскую. Как ты поняла, что хочешь делать именно menswear?

В Британке выбора не было. Но в Лондоне мой преподаватель посчитал, что мне нужно делать menswear. Я попробовала, тут все стало на свои места. Меня всю жизнь вдохновляли мужчины. Выросла я тоже с мальчишками, мне легко с ними общаться. Мне нравится создавать одежду на мужчинах, но носить ее может кто угодно.

В твоей жизни и творчестве винтаж и апсайклинг занимают важное место. Расскажи, как ты заболела этой темой?

Я покупала и разрисовывала винтажные сумки, плела бусы — все это продавалось в магазине моей мамы. Это был мой первый дизайнерский опыт. Потом, когда я уже училась в Британке, мы начали продавать винтаж через группу «ВКонтакте». Вместе с Кристиной Ли мы открыли бренд толстовок For Kings Only — он существует до сих пор. Я сама всегда одевалась в секондах и переделывала старые вещи, поэтому апсайклинг для меня всегда был актуальным. Теперь я перерабатываю старые вещи, как и делала до этого, только уже на другом уровне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как бы ты описала философию Jahnkoy, о чем твоя одежда?

«Джанкой» переводится с крымско-татарского как «деревня нового духа». Для меня Jahnkoy — это отражение новой эпохи человеческого развития, новое осознание целостности жизни, отношений между людьми, уважение друг к другу и осознанное отношение к тому, как ты живешь, что говоришь, что делаешь. Мы все в процессе роста. Моя задача — восстановить древние ремесленные техники, забытое творчество.

И как в эту философию вплетен апсайклинг одежды спортивного масс-маркета?

Я работаю с материалами, которые были произведены на заводах, с остатками fast fashion, с подделками и всем тем, что продается на рынке, то есть с товарами широкого потребления. Этот ширпотреб я и переделываю. С помощью полученных знаний я создаю продукт, который хотя бы для меня будет иметь эстетическую ценность. Мы стараемся возродить ручной труд. Hам жизненно важно возродить ремесла, вернуться к глубокому изучению истории одежды в разных странах мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Во время репетиции показа коллекции DISPLACED
Во время репетиции показа коллекции DISPLACED
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему для тебя так важно ремесло?

Я изучаю, как люди одевались в древности на Руси, – это же нереальная красота! Не знаю ни одного дизайнера, кто может сейчас сделать что-то подобное. Старинные ремесла утеряны, на смену пришли ремесла западного образца – кроя и пиджаков. Мы забыли, в чем смысл вышивок, почему они такого цвета, какие слои одежды надо носить для души, какие — на улице. Мы абсолютно отделились от этого и покупаем одежду известных брендов, которые плодят мусор по всему миру, — такая ситуация не только в России. К сожалению, сейчас у нас практически нет доступа к традиционной одежде, но я могу изучать традиционную ремесленную одежду африканских стран. Когда углубляешься в это, становится очевидна связь народов мира, их общее наследие. Похожие узоры можно найти и в Марокко, и в Индии, и в России. Раньше люди делали одежду и украшения из того, что находили вокруг, в природе, например, добывали краску из какого-то растения, плели венки из листьев. Я делаю то же самое — собираю все, что есть вокруг: банки кока-колы, пластиковые пакеты, мусор, секонд-хенд и всякий ширпотреб, который продается за доллар. Все это я использую. Мой процесс не сильно отличается от процесса создания одежды тысячу лет назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говорят, что твоя коллекция частично построена на культурной апроприации. Как ты смотришь на заимствования из разных культур?

До переезда в Америку этот термин мне был незнаком. По тому как к нему относятся здесь, можно сказать, что вся моя жизнь — это апроприация, так как мы растем на западной культуре с детства. Все что ты видишь, впитываешь, с чем растешь, становится твоей натурой. Твое воспитание, философия, друзья, музыка, которую ты слушаешь, — это все и есть твоя культура. Исторически все культуры сливались, переселялись и строились друг на друге. Мода была создана европейцами, но в ней всегда смешивались элементы и других народов. Сейчас люди начали акцентировать на этом внимание. Мы все можем жить вместе и вдохновляться друг другом только тогда, когда мы будем уважать и любить окружающих так же, как мы любим и уважаем себя. Проблема не в заимствованиях, а в устройстве нашего мира, и в моде как в его рефлексии. В ее классовом построении, расовом разделении и централизации. Проблема в недостатке образования, осознанности и равенстве народов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мода соединяет искусство и коммерцию, потому что, надеюсь, ты согласишься, вещи должны продаваться. Где ты проводишь грань между искусством и коммерцией?

На данном этапе то, что я сделала, является искусством, в моем проекте для Puma я разработала продукт, который может стать коммерческим и одновременно будет нести ценность ручного труда. Я взяла продукт Puma и расшила его бисером, вышивкой, добавляя традиционные орнаменты и элементы, в том числе тесемки, байки и ткань, которые мне прислали из России. Я надеюсь создать продукт, который будет сочетать современные технологии и работу ремесленников.

Нажмите и смотрите

Расскажи, как ты стала работать с Puma? Будете ли вы продолжать в следующем сезоне?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось в Parsons: мы делали проекты для Kering, и мне достался бренд Puma. Задача звучала так: если бы я была креативным директором Puma, что бы я сделала? Так получился проект, потом я сделала выпускную коллекцию. Потом Puma и Kering поддержали меня на NYFW. Для показа я сделала кастомизацию одежды и обуви Puma. На данный момент мы ведем переговоры, надеюсь, проект продолжится.

Sustainability на русский язык переводится экономическим термином – «модель устойчивого развития». Ты, наверное, смотрела фильм True Cost о том, в каких условиях производится масс-маркет-одежда. Если говорить о sustainability: задумывалась ли ты, каким образом реально должна поменяться индустрия моды?

В моем понимании sustainability — это не только переработка материала, но и целостная практика, которая включает людей, материалы, производство, картинку, которую ты показываешь миру, сам процесс ношения одежды. Мне кажется, индустрия может измениться, только если люди сами изменятся: нужно перестать покупать кофты за два доллара, не думая о том, как и где они произведены. Никто не перестанет производить эти кофты, только чтобы спасти планету, – это нереальная идея. Должен поменяться спрос: потребитель должен понять процесс производства и ценность одежды, запрашивать информацию, где и как сделана вещь. Это accountability – «ответственность производителя». Я думаю, что к этому все идет, по крайней мере на Западе. Сейчас дизайнеры одежды изучают не только дизайн, но и всю систему производства. В рамках нового курса Parsons «Социальные структуры и системы в моде» студенты должны произвести коллекцию, которая будет полезна и обществу, и окружающей среде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто из мыслителей и представителей искусства на тебя повлиял?

Я много читала Ошо, Джидду Кришнамурти. Образ жизни раста оказал на меня большое влияние, а также музыка – регги, афробит, традиционная народная музыка разных стран. Из музыкантов — Фела Кути, Сеун Кути, Боб Марли, Дэмиан Марли, Сиззла Калонджи. Из художников Жан-Мишель Баския и Ай Вэйвэй всегда меня вдохновляли. В раннем возрасте — Дягилев, Бакст, Скиапарелли, Гальяно, Агузарова и «Мумий Тролль», а также исторические фильмы и документальное кино о том, что происходит в обществе. На сайте журнала Vice, например, на BBC и Human Planet. Так я изучаю разные страны и города, смотрю, как в них люди выживают. В данный момент на меня влияет больше все то, что я вижу каждый день, люди, которых встречаю, то, что я слышу внутри себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Представь, что тебе достанется победа в конкурсе LVMH. Что для тебя это будет значить и как поменяются твои дальнейшие планы?

Это окно в мир моды, новые возможности. У меня появится платформа, чтобы построить и показать то, что я хочу. Я хочу построить ремесленный центр, чтобы и дальше творить, привлекать различных художников, продвигать ручной труд и обучать молодое поколение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой ты видишь моду будущего и идеальное общество потребления?

Из-за тотальной машинизации быстро развиваются технологии, но я бы хотела, чтобы мы сохранили рукоделие, душевность, духовность в одежде и параллельно со всем этим развитием не теряли смысл того, что и зачем мы развиваем. Будущее – в локальных мастерских, которые создают свой особый местный продукт, уходящий корнями в их культуру и среду обитания. И мы все покупаем этот продукт, потому что ценим способности, культурное наследие и особую эстетику друг друга. Было бы классно, если бы заводы работали с ремесленниками, чтобы одно не исключало другое.

Текст: ЮЛИЯ ГОРДИНА