Их не догонят: как создавался стиль «Тату» и почему он был обречен на успех
Российская поп-музыка всегда была локальным явлением. Несмотря ни на какие попытки петь на английском, выступать за рубежом и участвовать (и даже занимать высокие места) в «Евровидении», ни у одного артиста или группы из России пока не получилось добиться мирового признания. Кроме «Тату» — девичьего дуэта, который в конце 90-х и начале 2000-х ненадолго стал, пожалуй, самой популярной группой мира. Не последнюю роль в этом сыграл стиль участниц. Рассказываем, как он создавался — и почему остается актуальным даже более 20 лет спустя после выхода их дебютного альбома «200 по встречной».
Под песню «Тату» «Нас не догонят» наша страна уверенно врывалась в новую эру — в каком-то смысле она стала неофициальным гимном амбициозной России 2000-х. Но глупо было бы отрицать, что группа стала популярна не только благодаря провокационным текстам и цепким мелодиям, но и за счет очень цельного образа, который запоминался при первом же взгляде. Экстремально короткие клетчатые юбки, белые рубашки и две девочки — «черненькая» Юля Волкова и «рыженькая» Лена Катина — поющие о подростковой любви, одновременно невинной и порочной. Именно в таком виде мы запомнили главный российский поп-феномен нулевых. Но как родился этот имидж? По словам со-продюсера группы Елены Кипер, отправной точкой стали японские комиксы «манга»: «Это типичный образ японских школьниц. Мы взяли за ориентир образы мультяшных персонажей, в этой стилистике были выдержаны обложки первых синглов "Тату". У нас даже была идея издать большую книгу комиксов о группе, но она так и не осуществилась: комиксы тогда только-только пришли в Россию, нас скорее всего просто не поняли бы. Но в целом образ группы был продиктован именно этой эстетикой — а уже дальше стилисты вносили финальные штрихи. Андрей Дрыкин продумал все детали костюмов, а Алексей Кузнецов сделал девочкам новые стрижки и покрасил голубоглазую Юлю в черный, чтобы она выглядела ярче и контрастнее».
На узнаваемость группы работало и то, что образ участниц не менялся целых два года: все это время девушки выступали, ходили на интервью, снимались для журналов и клипов буквально в одних и тех же клетчатых юбках, галстуках и «хрустящих» белых рубашках. С одной стороны, это было нужно для того, чтобы визуально группа «примелькалась» и запомнилась. С другой — никто просто не прогнозировал того безумного успеха, который свалился на головы участниц и их продюсеров. И колесить по всей России и Европе в первое время пришлось в тех самых нарядах, которые были сшиты еще при запуске проекта. «Доходило до смешного: девочки выступали буквально в двух комплектах вещей, которые даже не успевали высыхать между концертами», — вспоминает Елена Кипер, — «Экспериментировать мы начали только после того, как группа по-настоящему запомнилась и стала иконой. Когда мы подписали контракт с Interscope, можно уже было развивать историю дальше, уводить ее от изначальной "нимфеточности" в сторону девичьей сексуальности». В этих экспериментах родились и другие знаковые луки. Например, черные юбки и белые лонгсливы с надписью «*** войне», в которых «татушки» выступили на нескольких американских телешоу (это было не банальное хулиганство, а настоящее политическое высказывание: в то время США готовились к войне в Ираке).
Но главным «ингредиентом» образа «Тату» все-таки была игра на контрастах: яркая черноволосая Юля Волкова против нежной, будто сошедшей с картин прерафаэлитов, Лены Катиной; невинность школьной формы против провокационного поведения девушек; звонкие девичьи голоса против жестких, громких битов. «Успех "Тату" — это совокупность факторов. В ней был такой угарный микс из составляющих, которые вместе обязательно должны были "бомбануть"», — считает Елена Кипер. С выхода дебютного альбома «татушек» прошло уже 20 лет — а так же ловко сыграть на контрастах, как у них, из российских артистов пока не получилось ни у кого. Поэтому группа по сей день остается единственным в своем роде исключением из всех правил: коммерческих, музыкальных и модных. И больше, судя по всему, таких не будет.