Fendi — 100 лет: что нужно знать об истории модного Дома

Эксперименты с мехом, семейные традиции и мастерство Карла Лагерфельда
Редакция сайта
Редакция сайта
Fendi весна-лето 1983
Fendi весна-лето 1983
Guy Marineau/WWD/Penske Media/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модному Дому Fendi 100 лет. Сохранить бренд в течение века — уже достижение, но еще сложнее превратить его в настоящую легенду в мире высокой моды. Fendi — это воплощение итальянского мастерства, подлинной роскоши и глубокой связи с семейными традициями. Круглую дату Дом с размахом отметил большим шоу, которое прошло в рамках Недели моды в Милане. Во фронт-роу мы увидели звездный десант из друзей и поклонников марки в лице Сары Джессики Паркер, Элизабет Олсен и бессменного главреда американского Vogue Анны Винтур. Кастинг моделей объединил несколько поколений, включая таких звезд подиума, как Карен Элсон, Лия Кебеде, Даутцен Крез, Адриана Лима и Дева Кассель. А у руля, после ухода Кима Джонса, встала Сильвия Вентурини-Фенди (до этого она создавала аксессуары и руководила мужской линией).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Показ начался с символичного и очень трогательного момента: близнецы Дардо и Тацио — самые младшие члены семьи — открыли массивную дверь, воссозданную по образу интерьеров первых салонов бренда. И с выходом первой модели стало ясно, что источником вдохновения стало все то, за что мы любим Fendi. Мех. Очень много меха. Как дань уважения основателям марки, которые начали семейное дело с продажи меховых изделий. Не обошлось и без актуальных трендов: отголоски вновь актуальных «ревущих двадцатых» в платьях с заниженной талией, костюмы двойки в эстетике ladylike, округлые плечи и анималистичный принт. Гармония цветовой палитры отсылала к оттенкам Рима на закате: от насыщенного зеленого и глубокого синего до пламенных терракотовых и нежных розовых и желтых тонов. Если обратиться к аксессуарам, то Сильвия Вентурини-Фенди вернула легендарную сумку Spy, культовую форму середины 2000-х, а также представила обновленные версии знаковых Baguette и Peekaboo, и совершенно новые опции — Giano и Lui.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что будет с брендом дальше? Будущее покажет. Но Сильвия Вентурини-Фенди и Пьер-Эммануэль Анжелоглу, недавно назначенный генеральным директором, уверяют, что вопрос о новом креативном директоре пока не стоит. Ну а пока давайте вспомним главные факты из истории модного Дома.

Семья превыше всего

FENDI осень-зима 1960/61
FENDI осень-зима 1960/61
Pierluigi Praturlon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Fendi начинается с Адель Касагранде. Еще до встречи и брака с Эдуардо Фенди она была успешной предпринимательницей. В 1918 году независимая и целеустремленная Адель открыла магазин с кожаными сумками и аксессуарами. И только после свадьбы супруги приняли решение не только дать ателье фамильное имя, но и расширить ассортимент, включив в него изделия из меха. Так, в 1925 году бренд Fendi официально появился на свет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сестры Фенди в виде 5 пальцев руки на скетче Карла Лагерфельда
Сестры Фенди в виде 5 пальцев руки на скетче Карла Лагерфельда
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К середине 1930-х Дом расширил свое присутствие на рынке, открыв новые бутики. Но настоящий импульс к развитию произошел после окончания войны, в 1947 году. Тогда управление перешло в руки пяти сестер Фенди. Каждая из них отвечала за свое направление: Паола курировала меховое производство, Франка отвечала за связи с общественностью, Карла руководила отделом продаж и пресс-службой, Альда стала коммерческим директором, а Анна занималась дизайном. Они — как пять пальцев одной руки: уникальные и неповторимые, но вместе образующие единое целое.

Эра Карла Лагерфельда

Карл Лагерфельд и сестры Фенди
Карл Лагерфельд и сестры Фенди
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но одних только крепких семейных уз иногда недостаточно для успешного бизнеса. В послевоенные годы бренд уверенно развивался, но оставался далек от высокой моды. Решающий этап развития Fendi начался в 1965 году с приходом немецкого дизайнера Карла Лагерфельда на должность креативного директора. На тот момент ему было всего 32 года и он успел поработать ассистентом Пьера Бальмена в Balmain, возглавить Haute Couture в Jean Patou и создать несколько шоу в команде дизайнеров для Chloé. Но именно в Fendi он впервые получил полную творческую свободу и официальную должность креативного директора. Союз пяти сестер и кайзера мира моды стал одним из самых продолжительных и культовых в истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эскиз Карла Лагерфельда из архивов модного Дома Fendi, 1969 год
Эскиз Карла Лагерфельда из архивов модного Дома Fendi, 1969 год
Архивы пресс-службы
Эскиз Карла Лагерфельда из архивов модного Дома, 1970 год
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

54 года экспериментов, дерзких решений и новаторских идей. За годы сотрудничества Лагерфельд подарил Fendi около 70 000 эскизов — настоящее наследие идей для вдохновения. В 1966 году он представил свою первую коллекцию, и стало очевидно: теперь это не просто шубы для элиты, а произведения искусства, отражающие актуальные тенденции. Однако настоящим прорывом стал 1977 год, когда бренд представил свою первую коллекцию prêt-à-porter, сделав меховые изделия и верхнюю одежду доступными не только в рамках эксклюзивного ателье, но и для более широкой аудитории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семья Фенди понимала истинные творческие устремления Лагерфельда. Он присоединился в самом начале, когда его карьера только набирала обороты. И стал единственным братом среди сестер. И хотя его имя — синоним Chanel, именно с Fendi его связывали самые долгие и прочные отношения, продолжавшиеся вплоть до его смерти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

F is Fendi

Монограмма Fendi, эскиз Карла Лагерфельда
Монограмма Fendi, эскиз Карла Лагерфельда
@silviaventurinifendi
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У Карла Лагерфельда было несколько стратегий, чтобы вывести марку на новый уровень. Прежде всего, она должна была превратиться в настоящий бренд, узнаваемый во всем мире как символ стиля и роскоши. Удивительно, но для реализации этой идеи потребовалось совсем немного времени. Уже на первой встрече с сестрами модельер схватил лист бумаги и набросал знаковую перевернутую монограмму Zucca, более известную как двойная «F». А расшифровывается логотип как Fun Furs — «забавный мех». Изначально этот узор использовался для внутренней отделки, но со временем стал неотъемлемой частью эстетики всего бренда.

Если шуба, то Fendi

Культовый кейп Astuccio, созданный Карлом Лагерфельдом в 1971 году
Культовый кейп Astuccio, созданный Карлом Лагерфельдом в 1971 году
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С 1980-х годов марка неизменно ассоциируется с самыми роскошными и утонченными меховыми изделиями. Хотя мех всегда был для Fendi ключевым элементом, именно Карл Лагерфельд сумел превратить его в культовый символ. Уже в 1966 году он представил свою дебютную коллекцию одежды из меха, которая моментально завоевала признание. Год спустя свет увидела рекламная кампания, в которой Лагерфельд впервые продемонстрировал концепцию family-look — меховые куртки, аксессуары и брюки-галифе в стиле unisex. В 1970-х Fendi сосредоточился на совершенствовании технологий: было принято новаторское решение убрать подкладку в шубах. И это сделало их легче и комфортнее. Лагерфельд, всегда стремившийся к экспериментам, начал активно играть с текстурами и узорами. Настоящая революция произошла в 1979 году, когда дизайнер осмелился изменить привычное представление о мехе, представив миру его окрашенные версии. Это смелое переосмысление отразилось в игре материалами контрастных фактур, асимметричном крое, а также уникальной цветовой палитре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И даже на экранах

Благодаря Карлу Лагерфельду меховые и кожаные изделия обрели новую жизнь. И будьте уверены, если где-то на экране вы видите шубу, велика вероятность — это Fendi. В качестве необычного маркетинг-хода модельер в 1977 году пошел дальше традиционного показа и снял первый фэшн-фильм. Реализацию этой идеи он доверил своему другу Жаку де Башеру. Так, появилась 18-минутная кинозарисовка «История воды», в которой модель Сьюзи Дайсон наслаждается красотами Рима и обедает с сестрами. Этот фильм не просто стал революционным шагом в модной индустрии, но и заложил основу для дальнейшего дуэта Fendi и кинематографа. Например, белую макси-шубу Дома можно увидеть на актрисе Сильване Мангано в картине Лукино Висконти «Семейный портрет в интерьере». Лагерфельд также создавал образы для Изабель Юппер в «Подлинной истории дамы с камелиями» Мауро Болоньини. Также можно вспомнить аутфит Гвинет Пэлтроу в «Семейке Тененбаум» Уэса Андерсона или пальто на Мэрил Стрип в «Дьявол носит Prada».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скандалы

Наоми Кэмпбелл на показе Fendi осень-зима 1997
Наоми Кэмпбелл на показе Fendi осень-зима 1997
@90sfashionboard

Ничто не стоит на месте — и наше отношение к тем или иным вещам постоянно меняется. Конечно, в мире, когда мы стремимся к осознанному потреблению и экологичности Fendi не мог не столкнуться с проблемами из-за использования натурального меха. Например, в 1997 году Наоми Кэмпбелл уволили с должности представителя PETA за участие шоу Fendi. А в 2015 году в рамках показа осенне-зимней коллекции Лагерфельд представил эксклюзивную шубу, изготовленную из 36 соболиных шкурок и украшенную меховой орхидеей. Возмущенная Брижит Бардо публично осудила Fendi и самого кутюрье, направив открытое письмо его кошке Шупетт с призывом вразумить хозяина и выступить в защиту животных. Пока зоозащитники протестовали, Fendi молчали. Только в 2022 году конгломерат LVMH, которому с 2007 года полностью принадлежит Fendi, объявил о своих планах по созданию инновационной альтернативы натуральному меху. Она, правда, до сих пор находится в разработке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Культовые фэшн-шоу

Fendi Couture осень-зима 2016/2017
Fendi Couture осень-зима 2016/2017
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вау-эффект» — ключевой элемент, который всегда присутствовал в истории Fendi. Каждое событие, показ или торжество, созданное в уникальной вселенной бренда, заслуживает отдельного рассмотрения. Безграничное воображение и новаторский взгляд Карла Лагерфельда не только вдохновляли команду, но и учили выходить за рамки и мыслить масштабно. Например, никакие бюрократические преграды не смогли помешать Кайзеру провести шоу в честь 80-летия марки прямо на Великой Китайской стене. 88 моделей, звездные гости и подиум длиной 80 метров. Только подготовка и переговоры с властями Китая длились около года, а само шоу обошлось компании в 10 миллионов долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как Fendi отметили 90 лет? С неменьшим размахом. Локация была выбрана соответствующая — не просто знаковая, а священная для Италии: знаменитый фонтан Треви, отреставрированный благодаря инициативе самого Дома. Прямо над водой был возведен прозрачный подиум, а модели словно парили над кристально чистой гладью. В тот вечер магическая атмосфера и изысканные наряды превратили шоу в настоящий гимн красоте. Это было не просто дефиле, а момент, запечатлевший единение моды, искусства и истории в одном кадре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

It-bags

Сумка-багет
Сара Джессика Паркер c сумкой Baguette, Fendi в сериале «Секс в большом городе» (1998-2004)
Сара Джессика Паркер c сумкой Baguette, Fendi в сериале «Секс в большом городе» (1998-2004)
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1997 году Сильвия Вентурини-Фенди создала вневременную it-bag— Baguette. Мягкий прямоугольный силуэт, короткая ручка, идеально подходящая для того, чтобы носить на плече, и эффектная пряжка с двойной F — этот дизайн стал одной из основ ДНК римского Дома. Baguette мгновенно превратилась в объект желания, вызвав ажиотаж и создав лист ожидания, а к концу 90-х получила статус самой культовой сумки десятилетия. И до сих пор она остается желанной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сумка Peekaboo
Кейт и Лила Мосс в рекламной кампании сумок Fendi 2024 Peekaboo Campaign
Кейт и Лила Мосс в рекламной кампании сумок Fendi 2024 Peekaboo Campaign
@FENDI

И эту модель также придумала Сильвия Вентурини-Фенди в 2008 году. Фишка Peekaboo (или «ку-ку», если переводить на русский) кроется уже в ее названии и намекает на игру в прятки: сумка всегда немного приоткрыта.

Fendi сейчас

Дворец итальянской цивилизации. С 2015 года центральный офис Fendi
Дворец итальянской цивилизации. С 2015 года центральный офис Fendi
Архивы пресс-службы
Дворец итальянской цивилизации. С 2015 года центральный офис Fendi
Дворец итальянской цивилизации. С 2015 года центральный офис Fendi
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Fendi оставался семейным бизнесом вплоть до 1999 года, пока контрольный пакет акций не выкупили LVMH и Prada. Два года спустя Prada продали свою долю LVMH, и в последующие годы французский конгломерат постепенно скупал оставшиеся акции, чтобы в 2007 году стать единоличным владельцем. Но наследники продолжают играть важную роль в развитии. Сильвия Вентурини-Фенди, представительница третьего поколения семьи, занимает пост креативного директора бренда, а ее дочь Дельфина Делеттре-Фенди возглавляет ювелирное направление. Карла Фенди до самой своей смерти в 2017 году сохраняла статус президента компании.

Ким Джонс и Fendi

Ким Джонс и Кейт Мосс на посвященном Карлу Лагерфельду The 2023 Met Gala
Ким Джонс и Кейт Мосс на посвященном Карлу Лагерфельду The 2023 Met Gala
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После ухода Карла Лагерфельда в 2019 году Fendi выбрал предсказуемый путь развития. Члены семьи продолжили курировать основные направления, а в качестве креативного директора женской линии в 2020 году был приглашен Ким Джонс. Это сотрудничество не было таким успешным и плодотворным, но Джонс служил бренду верой и правдой 5 лет, с настоящим мастерством используя его ДНК и наследие Лагерфельда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

FENDACE

Fendace — поистине уникальное явление в модной индустрии. Это не просто небольшая коллаборация, а подлинный творческий обмен, в котором дизайнеры Ким Джонс и Сильвия Вентурини-Фенди интерпретировали эстетику Versace, а Донателла Версаче переосмыслила код Fendi. Так родились две эксклюзивные коллекции: Fendi by Versace и Versace by Fendi. По задумке модельеров философия эффектного максимализма Versace должна была сочетаться с безупречным вниманием Fendi к деталям, аксессуарам и мастерству исполнения. Получилось ли? Скорее нет, чем да. Ничего небывалого мы не увидели: можно лишь выделить яркие принты, насыщенную палитру и виртуозную игру с логотипами. И по ощущениям Versace «поглотил» Fendi. Все-таки сложно соперничать за внимание одновременно и с барочными мотивами, и с медузой Горгоной. Но главную цель коллаб достиг — о нем говорили все. И во многом благодаря звездному составу моделей, этот союз нам так запомнился.