Дизайнер Red September Ольга Васюкова: «У нас не было плана одеть Билли Айлиш — это просто удача»
Как российскому дизайнеру построить собственный успешный бренд, выйти на международный рынок и начать одевать мировых звезд первой величины? Ответы на эти вопросы точно знает Ольга Васюкова — создательница и креативный директор марки Red September. Совсем недавно послужной список Ольги пополнился достижением, о котором мечтают все ее коллеги: в юбке из осенне-зимней коллекции Red September снялась Билли Айлиш — пожалуй, главная певица нашего времени. Редактор моды thesymbol.ru Антон Гулевский поговорил с дизайнером об учебе в Италии, сложностях построения модного бизнеса в России, работе со звездными стилистами и о том, как локальной марке выйти на международный уровень.
Вы окончили флорентийскую модную школу Polimoda, работали дизайнером бренда Reserved в Польше и только потом открыли Red September в Москве. Можете рассказать о пути к созданию собственного бренда?
Дизайн-образование, которое я получила, было далеко от коммерческого. У нас была полная свобода действий и творчества, профессора помогали нам понять себя и найти свое направление движения. В Polimoda мы изучали историю моды, этнические группы, современное искусство. Через 4 месяца после окончания школы со мной связалась компания LPP — крупнейший польский масс-маркет-конгломерат. Они запросили мое резюме и портфолио, а затем сделали предложение о работе, сославшись на рекомендации от Polimoda. На тот момент прошло всего 5 месяцев после выпуска, но я уже сильно нервничала из-за проблем с поиском стажировки, поэтому всерьез рассматривала даже самые неинтересные предложения. «Я думаю, что польский масс-маркет — это не твое, поэтому, если серьезно думаешь принять это предложение, внимательно прочитай все документы на случай расторжения контракта. Мне кажется, что Нью-Йорк, Лондон или Париж — города для тебя. Пожалуйста, не сдавайся», — сказал мне один из моих любимых профессоров в тот момент. Но кто прислушивается к советам своего мудрого профессора, особенно сразу после выпуска? Конечно же не я. Я долго переписывалась с отделом кадров, прошла тестовое задание и мне предложили позицию младшего дизайнера в мужском отделе бренда Reserved. А примерно через 4 месяца после моего переезда в Польшу меня в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) нашел мой будущий соучредитель. Мы долго общались, строили совместные планы, и еще через 5 месяцев я покинула компанию и вернулась в Москву. 11 ноября, день моего возвращения в Россию, мы теперь отмечаем, как день рождения бренда Red September.
В чем принципиальная разница между работой в команде большого бренда масс-маркета и в собственной марке?
В большом масс-маркет-бренде четко выстроенная система: каждый знает круг своих обязанностей, система отработана и общая ответственность «растворяется» в большом количестве сотрудников. В масс-маркете практически отсутствует фактор творчества: там есть определенная коммерческая задача и дизайнер решает ее, не отвлекаясь на другие вопросы. При этом созданы прекрасные условия для работы, но этот комфорт расслабляет. Собственный бренд — это chaos in da house (рус. «хаос в доме» — прим. ред.), что ни день, то праздник. И несу ответственность за все происходящее именно я — и никто другой. Успех команды — это всегда успех всей команды, провал одного из членов команды — это в первую очередь мое упущение. Я не контрол-фрик, но человеческий фактор вынуждает все проверять и быть в курсе всех вопросов. Приходится быть кризис-менеджером, мамой и воспитателем в одном лице, подбирать кадры, анализировать всю информацию, быть в курсе, чем закончились все рабочие встречи и переговоры. Работая в масс-маркете, я никогда не уходила домой после 8 вечера. Сейчас из офиса я выползаю после 12 ночи. Агентство закрывает, по возможности, технические и международные вопросы: логистику, международную коммуникацию, переговоры с заказчиками, PR и продвижение, оно всегда на подхвате в случае сложных ситуаций.
Чем отличается итальянская модная индустрия от российской?
В Италии совершенно другой образ мышления. Для итальянцев мода — это искусство, культурный код, это семейные фабрики, вовлеченность всех участников производственного процесса в результат. Людям важно сделать свою работу так, чтобы они сами могли гордиться ее результатами. В России же полная импотенция индустрии не дает даже очень талантливым молодым людям создать какой-то потенциально большой проект. Вся работа происходит через никому не нужные преодоление и борьбу. С нами часто отказываются работать конструкторы и производства: им не хочется включать голову и тратить время и силы на что-то сложнее обычной толстовки. Фабрики нарушают сроки на месяцы, имея на руках подписанный договор, а в телефонных разговорах даже не стараются решить проблему. Многие производства работают так давно, что еще не забыли стиль работы 90-х, а некоторые, напротив, открылись практически вчера и совершенно не понимают, что они делают и что такое деловой этикет.
На этой неделе Билли Айлиш снялась в юбке из осенне-зимней коллекции Red September для рекламы последнего выпуска шоу Saturday Night Live. Можете рассказать, как вам удалось одеть главную певицу поколения?
Стилист Билли сделал запрос в наш пресс-офис в Лос Анджелесе: там представлена текущая и новая коллекции бренда, и местная команда ведет все переговоры со стилистами. У нас не было вообще никакого плана одеть ее или сделать какого-то рода рекламу. Так что это просто большая удача.
Как строится коммуникация бренда со стилистами звезд?
Так же, как и с любым другим стилистом или фотографом. К нам поступает запрос на съемку или публичный выход, наша PR-служба этот запрос рассматривает и дает свой ответ. В России к нам практически каждый день поступают запросы от стилистов локальных знаменитостей — мы работали практически со всеми. Вся подобная коммуникация в Европе и США ведется через наши пресс-офисы, а мы сами даем только финальные комментарии, если возникают какие-то вопросы. Все запросы по СНГ рассматривает наша команда в Москве, запросы от европейских стилистов — наш пресс-офис в Милане, американских — офис в Лос-Анджелесе.
У многих дизайнеров есть знаменитости-музы, чей образ они держат в голове при создании коллекции и впоследствии одевают их в свои вещи. Есть ли у вас такие звезды?
Я стараюсь не держать в голове один единственный образ музы. Мне интереснее находить решения, которые можно адаптировать под человека любого роста, веса и пола.
С какими еще знаменитостями вы бы хотели поработать?
Конечно же с A$AP Rocky — он абсолютно космический в плане стиля.
Как сейчас развивается Red September на международном уровне?
В период международных байерских сессий мы представляем новые коллекции всем международным байерам в Милане в шоуруме NOB. В течение всего года шоурум работает в формате пресс-офиса, где наша команда работает напрямую с европейскими стилистами. Коллекции бренда представлены в пресс-офисах в Милане и в Лос-Анджелесе, а также в магазинах в Японии, Тайване, Италии, Франции, Австрии и США.
Как локальному бренду быть конкурентоспособным на международном уровне?
Правильно определить своих конкурентов, собрать грамотную команду и комплексно работать над созданием продукта, как минимум равного по качеству зарубежным конкурентам. Российские бренды часто проседают не столько в качестве материалов, сколько в логистике и производстве. Какой бы уникальный товар вы ни производили, нарушение сроков поставки лишит вас международного клиента и вернется он к вам минимум сезона через три — а это репутационные потери и упущенная выгода.
У вашего бренда есть собственное конструкторское бюро, что редкость для российских марок. Можете рассказать о нем подробнее?
Без собственного экспериментального цеха сейчас невозможно работать. Мы пробовали аутсорс, но в таком режиме начинает гореть все — и, в первую очередь, сроки. Сейчас на втором этаже нашего офиса сидит команда, которая обеспечивает разработку большей части коллекции, там полностью прорабатывается технология, все находится под рукой. Мы поставили специальное оборудование, создали все условия, чтобы люди могли работать в комфорте. Это, конечно, не решает все проблемы, но определенно повышает качество и ускоряет весь процесс.
Повторяющийся код в ваших коллекциях — элементы советского быта (принты с марок, сигаретные упаковки, архивные фотографии и пр.). Почему именно этот мотив?
Это время в истории нашей страны — как сложносочиненное предложение с деепричастным оборотом. Время с характером, со своими героями. Это старая Москва, в которой я выросла. Мое место силы. И все культурные коды, связанные с этим периодом, рассказывают свои истории, непохожие друг на друга.