Дизайнер, о котором нужно знать: Мэтти Бован — победитель Woolmark Prize и новый любимец Карин Ройтфельд
За победителями и призерами конкурса дизайнеров Woolmark Prize стоит следить особенно внимательно: в конце концов, именно с победы в нем когда-то начались звездные карьеры Карла Лагерфельда, Ива Сен-Лорана и Валентино Гаравани. У победителя этого года, Мэтти Бована, есть все шансы повторить успехи предшественников. Во всяком случае, стартовал он уже очень громко, став всего вторым в истории конкурса, кто взял не только главный приз, но и награду имени Карла Лагерфельда за инновации. Рассказываем все, что нужно знать о молодом и талантливом британском дизайнере.
У обрушившейся год назад на мир пандемии не так много плюсов, но из неоспоримых — то, что физическое местонахождение перестало быть таким уж важным фактором в карьере. Посудите сами: Мэтти Бован, 30-летний выпускник Central Saint Martins, предпочел Лондону или Парижу родной Йорк, что не помешало ему взять две главных награды и Woolmark Prize за этот год, заручиться поддержкой самих Карин Ройтфельд и Кэти Гранд и выпустить две сезонные коллекции, с большим оживлением встреченные прессой. «Не представляю, как люди живут в Лондоне и умудряются сводить концы с концами. Большинство моих друзей перемещается все дальше от центра. Чтобы творить, нужно обладать гибкостью, нужно иметь какие-то варианты на случай, если что-то пойдет не так», — заявил он в интервью The Guardian еще в 2018 году. И, надо сказать, был абсолютно прав. Его успехи — самое яркое тому подтверждение.
Как описать эстетику Бована одним словом? Взрыв. Или фейерверк, если хотите. Он смело «замешивает» в своей «палитре» самые разнообразные исторические и культурные референсы, самые несочетаемые цвета и самые невероятные фактуры, а потом смело и размашисто «рисует» ими свои вещи. Его последняя осенне-зимняя коллекция называется «Одиссея» — как он объяснил в интервью i-D, она навеяна историями людей, выброшенных на берег после кораблекрушения. Поверьте, мрачно это только звучит. На деле же выглядит как настоящий вихрь из цветной пряжи (которую, к слову, Бован выкрашивает своими руками в собственной ванной), огромных блестящих пайеток, деконструированных исторических костюмов и усыпанных разноцветными стразами джинсов, колготок, топов и платьев.
При всем кажущемся сумасшествии, Мэтти — еще и очень социально ответственный дизайнер. И выражается эта ответственность не в лозунгах на футболках, а в самом его подходе к работе. Каждый этап производства он старается сделать как можно более экологичным — и лично принимает участие во всех процессах. Вязаные вещи ему помогает создавать мастер, живущий по соседству, а огромные пайетки делает из переработанного пластика компания The Sustainable Sequin Company. При этом он еще и выступает против серийного производства — и выпускает свои вещи небольшими партиями, так, чтобы каждая была индивидуально пронумерована и хотя бы немного отличалась от других. «Сейчас, как никогда ранее, нам нужно меньше вещей. Массовое потребление и массовое производство не могут продолжаться до бесконечности», — говорит дизайнер.
И ему невозможно не поверить. Глядя на то, как он окрашивает в свои фирменные неоновые оттенки пряжу в собственной раковине, лихо рисует себе такие же размашистые цветные стрелки, как у моделей на его показах и в лукбуках и непринужденно носит вещи собственного дизайна, зачастую похожие на костюмы для театральной постановки Роберта Уилсона, в который раз убеждаешься, что главная его сила — в искренности, с которой он все делает. И ею нельзя не «заразиться», что доказывает армия верных поклонников Бована из числа модных редакторов, звездных стилистов и знаменитых моделей, которые уже успели полюбить и самого дизайнера, и его жизнерадостные вещи.