Цвет как главный герой и костюмы Жан-Поля Готье: стиль в фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник»

Между прекрасным и омерзительным
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые фильмы интересны не столько сценарием, сколько визуалом. «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя — как раз из таких. Сюжет здесь предсказуем, едва ли не банален: это классическая история унижения, ненависти, внезапно вспыхнувшей страсти, измены и возмездия. Но каждый кадр так ювелирно выверен, что вполне может стать самостоятельным произведением — арт-фотографией, а то и картиной. Ключевую роль в этом играют сет-дизайн (точнее, цвета пространства) и костюмы героев, за которые отвечал Жан-Поль Готье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цвета вообще можно считать полноправными героями повествования. Они говорят о тайных мыслях и настроении персонажей едва ли не больше, чем играющие их актеры. Питер Гринуэй использует безотказно работающий прием: тотальный монохром. Каждое из помещений, где происходит та или иная сцена, окрашено в один-единственный цвет — выбиваться из него могут только какие-то небольшие акценты. Каждый из оттенков глубоко символичен: зал ресторана «Голландец», где каждый вечер ужинают вор Альберт и его супруга Джорджина в исполнении блистательной Хелен Миррен, — ярко-красный. Цвета страсти (именно здесь Джорджина знакомится со своим будущим любовником, библиотекарем Майклом) и крови (здесь же в конце происходит убийство). Он же — цвет ярости и агрессии. Здесь вор унижает свою жену и всех вокруг, а шеф-повар, мнящий себя эталоном вкуса и воспитания, отпускает неуместные и грубые замечания в адрес гостей заведения.

Каждый кадр так ювелирно выверен, что вполне может стать самостоятельным произведением — арт-фотографией, а то и картиной

LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Туалет — белоснежный. А белый, как известно, цвет надежды: именно здесь у Джорджины зарождается мысль освободиться от мужа-тирана и изменить ему с чутким и интеллигентным Майклом. Кухня — зеленая, цвета жизни. Там любовники прячутся от происков вора и его шайки бандитов, а сотрудники ресторана предаются готовке, не подозревая о тех бесчинствах, что творятся буквально за стеной. Самые мрачные сцены фильма происходят во дворе «Голландца», всегда погруженном в темноту и мрак. Сюда привозят туши животных и рыб, здесь избивают Джорджину и работника ресторана, сюда же приносят тело убитого Майкла. Эти сцены окрашены в черный — по задумке режиссера, цвет скорби и смерти. Этот же оттенок вписан во все образы Альберта, намекая, что человеческая жизнь для него ничего не стоит — и он в любой момент способен решиться на убийство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно оттенкам помещений подчинена и цветовая гамма образов героев фильма. Одни и те же вещи волшебным образом меняют цвет, мимикрируя под сет-дизайн. Платье-жилет Джорджины при входе в ресторан — уныло-серое, при встрече с Майклом оно становится ярко-красным, а при входе в туалет превращается в кипенно-белое. По ходу этих трансформаций меняется и настрой героини: поначалу угнетенная властным и жестоким супругом, она постепенно начинает верить в собственную привлекательность, а потом и вовсе начинает вынашивать план измены и побега (увы, с треском провалившийся). Известный мастер провокации и гротеска, Жан-Поль Готье радостно подхватил идею Гринуэя о драме, которая должна разворачиваться на фоне тщательно выверенных, но помпезных интерьеров, и сдобрил наряды персонажей филигранно подобранными, но несколько театральными аксессуарами. Так, жена вора весь фильм носит шляпки с перьями (намек на то, что она — птица в клетке), «оперные» перчатки с бахромой, соблазнительные корсеты и кружевное белье.

Одни и те же вещи волшебным образом меняют цвет, мимикрируя под сет-дизайн

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый кадр этой ленты — поразительный пример того, как гармонично могут уживаться вместе омерзительное уродство и возвышенная красота. Барочная избыточность интерьеров и точеный силуэт Джорджины всегда находятся на контрасте, но при этом дополняют друг друга, работают в связке. Это чем-то напоминает смену сцен в «Любовном настроении» Вонга Кар-Вая, где платья главной героине сигнализировали о новых сюжетных поворотах. И уж точно заставит вас не отводить взгляд от экрана, даже когда на нем будут происходить форменные бесчинства — а их, поверьте, в этой истории хватает.