История Веры Араловой: что нужно знать о женщине, которая помогала создавать моду за «железным занавесом» вопреки дефициту и цензуре СССР
Казалось бы: молния в сапогах — такое простое и логичное решение, которое существовало попросту всегда. Но если изучить историю вопроса, то окажется, что добавить к женским сапожкам молнию для удобства придумали лишь в 50-е — причем идея принадлежала нашей соотечественнице. Красные сапожки с молнией, красиво облегающие женскую ногу, были придуманы художницей, модельером и редактором советского «Журнала Мод» Верой Ипполитовной Араловой. Рассказываем все, что нужно знать о женщине, которая помогала создавать моду за «железным занавесом» вопреки дефициту и цензуре — и подарила всему миру одно из самых гениальных фэшн-изобретений.
Судьба Веры Араловой была необычной во всем. Много ли вы знаете советских женщин, бывших замужем за афроамериканцами? Супругом Веры Ипполитовны был Ллойд Паттерсон — диктор Всесоюзного радио, который эмигрировал в Союз из США. А их младший сын Джеймс прославился еще в детстве: именно он сыграл роль темнокожего ребенка в фильме Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Но Аралова интересна в первую очередь не этим. Главное, что нужно о ней знать — это тот вклад, который она внесла в культуру СССР. А именно этому она посвятила большую часть своей жизни. Начинала она свою карьеру как вполне успешная художница и автор костюмов и декораций к нескольким известным театральным постановкам. Также она устраивала за границей очень успешные выставки картин советских художников. Именно поэтому она имела возможность общаться с самыми интересными творческими людьми не только СССР, но и европейских стран. Одной из самых близких подруг Веры Ипполитовны, к примеру, была Лиля Брик — «муза русского авангарда» и возлюбленная Владимира Маяковского.
В 1948 году в жизни и карьере Араловой случился важнейший поворот: она стала художником-модельером Общесоюзного Дома моделей. С тех пор она посвятила свою жизнь созданию в СССР моды, которая не уступала бы западной. Делала она это и создавая крайне необычные для советских людей модели одежды и обуви, и принимая участие в работе советских изданий о моде — «Журнала мод» и «Моды стран социализма», в редакционные коллегии которых она входила. В 1959 году случился ее главный прорыв, который доказал: мода за «железным занавесом» не только есть — она даже способна кое-что предложить моде западной. Тогда в Париже были организованы показы работ советских художников-модельеров. Созданная Верой Ипполитовной коллекция вызвала настоящий фурор. Меха, Павлопосадские платки, яркие цвета были встречены искушенной западной публикой с большим оживлением. Но полный восторг вызвала обувь.
Специально для этого показа Вера Ипполитовна придумала ярко-красные сапожки со встроенной молнией. Их она сшила за свои деньги в мастерских Большого театра. Это была настоящая революция: до этого женские сапоги делались только с широким голенищем, чтобы вставлять в них ногу сверху. Такая обувь выглядела массивной и собиралась в «гармошку» в голенище. Араловой же удалось сделать так, чтобы сапог изящно облегал женскую ногу — совсем как чулок. Идея так понравилась французам, что художнице стали поступать многочисленные предложения о продаже патента на ее изобретение. Никакого патента, разумеется, не было — а советские власти были категорически против любых контактов своих граждан с иностранцами. И в итоге гениальный советский модельер так и не получила того мирового признания, которое она заслуживала. Но ее идея жива до сих пор: европейским производителям удалось повторить созданные ей сапоги и запустить их в продажу. Новинка так запомнилась покупателям, что знаменитая французская певица Франсуаза Арди даже посвятила ей песню Des Bottes Rouges De Russie (рус. «Русские красные сапоги»).
Коллеги по Дому моделей всегда вспоминали Веру Ипполитовну как доброго и заботливого человека. Она всегда старалась поддерживать и молодых художников-модельеров с их смелыми идеями, и советских манекенщиц, многие из которых именно благодаря ее протекции стали настоящими звездами. Среди них — Регин Збарская, которая не только украшала все главные съемки «Журнала мод», но и имела возможность выезжать за границу. По мотивам жизни манекенщицы был даже снят популярный сериал «Красная королева», в котором одна из сюжетных линий посвящена Вере Араловой — ее сыграла актриса Елена Морозова.