Что нужно знать о 25-летней уральской художнице Алисе Горшениной

В текстильных масках и скульптурах Алисы Горшениной кто-то видит фольклорные мотивы, а кто-то — феминистские манифесты. Мы встретились с девушкой после открытия выставки «Русское инородное» в ее родной деревне Якшина Свердловской области и убедились в том, что можно вывезти художницу из деревни, но невозможно — да и зачем? — вывозить деревню из художницы
ПЛАТЬЕ, Alexander Terekhov. На странице справа: ПЛАТЬЕ, Vika Gazinskaya
ПЛАТЬЕ, Alexander Terekhov. На странице справа: ПЛАТЬЕ, Vika Gazinskaya
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алиса работает в разных жанрах: от живописи и керамики до видеоарта и перформанса. Но известность ей принес текстиль – причудливые скульптуры, наряды и маски, которые художница ласково называет «нервным шитьем». Шьет она их вручную, а показывает исключительно на себе, подчеркивая, что это личные – даже тотемные – вещи. Именно с этими «тотемными объектами», ставшими впоследствии основой для масштабного цикла «Уральская кома», Горшенина, еще будучи студенткой пединститута, выставлялась на своей первой серьезной экспозиции – в рамках 3-й Уральской индустриальной биеннале. Потом было участие в «Бажов-фест», Триеннале современного искусства в московском «Гараже» и проекте «Взлет» на ВДНХ. А в сентябре 2019-го Алиса провела выставку «Русское инородное» в родной деревне Якшина. Разместила работы на улицах, во дворах, на домах и в домах. Из пустых проемов окон заброшенных изб на местных жителей и гостей, приехавших из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Москвы, смотрели огромные глаза, у покосившегося колодца их встречала загадочная фигура, напоминающая невесту, а на берегу реки Ирбит маячила еще одна – мрачная, в черном сюрреалистичном платье, с помятым старушечьим лицом. Колорита всему происходящему добавляли сами якшинцы – их на сегодняшний день осталось около двухсот. «Больше всего я боялась реакции земляков, – рассказывает Алиса. – Мои работы не всегда легко понять. К счастью, все, кто присутствовал, остались довольны».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Информацию об Алисе Горшениной легко найти не только на русском языке. Западные СМИ пишут о ней как о восходящей звезде и наперебой превозносят «уникальное видение» и самобытность. В «Инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)», который художница называет «своей виртуальной галереей», иностранных и русских комментариев примерно поровну. Но это вовсе не значит, что здесь, на родине, Алиса – непризнанный гений; просто известность ее более узкоспециальная.

ГОРШЕНИНА РЕВНОСТНО ОХРАНЯЕТ СВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ «Я» ОТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ ВНЕШНИХ СИЛ.

В шестилетнем возрасте будущая звезда модерн-арта вместе с родителями переехала из деревни в Нижний Тагил и забрала деревенское детство с собой. «Мы [дети] наряжались, красились и пели колядки: "Пришла коляда, отворяй ворота!" Алиса помнит не только светлые моменты: "Уже тогда в деревне не хватало работы, мужчины любили прикладываться к бутылке. Бывало, что урожай не поспеет – и все голодные". Горшенина говорит, что после "Русского инородного" многое в ее восприятии перевернулось: "Я увидела, что Якшина – живая, что земля не остыла и все продолжается. Мы приехали заранее, чтобы монтировать выставку, и случайно попали на праздник урожая в местный клуб. Я участвовала во всех конкурсах! Люди продолжают жить, несмотря ни на что, и получать удовольствие от того, что находятся здесь. Они не виноваты в том, что деревни больше никому не нужны".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ПАЛЬТО, Vika Gazinskaya; САПОГИ – СОБСТВЕННОСТЬ АЛИСЫ
ПАЛЬТО, Vika Gazinskaya; САПОГИ – СОБСТВЕННОСТЬ АЛИСЫ
СВИТЕР И ЮБКА, Color°Temperature; САПОГИ – СОБСТВЕННОСТЬ АЛИСЫ
СВИТЕР И ЮБКА, Color°Temperature; САПОГИ – СОБСТВЕННОСТЬ АЛИСЫ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Справедливости ради стоит добавить, что теплые чувства связывали Алису с Тагилом не всегда. Три года назад она называла его «городом с мертвой энергетикой» и тогда же посвятила ему цикл работ «Уральская кома». По словам девушки, за этим словосочетанием стоит особое ощущение задавленности местом, испытать которое могут только те, кто родился на Урале. Возможно, такое восприятие связано и со школьным детством, которое у Горшениной было непростым. «С пятого по девятый класс я чувствовала себя белой вороной, школа была для меня кошмаром, – вспоминает она. – Одноклассники надо мной издевались, и ладно бы били за мои убеждения или за то, что я хорошо учусь. Меня травили за кудрявые волосы, и это осталось со мной до сих пор: я чувствую себя некомфортно, если ничего не сделала с волосами и вышла из дома. Все остальное простила. В десятом классе я начала краситься и выпрямлять волосы – и меня приняли. И когда это произошло, я вернулась к своему прежнему образу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, инстаграмный псевдоним Алисы, Alice Hualice, родом из детских насмешек. «Это очень некрасивая история, – рассказывает девушка. – Я вела свой блог и как-то раз опубликовала пост, который всем не понравился. Наутро вся стена была исписана оскорблениями, причем все писали одно и то же. Через пару лет я вспомнила об этом случае и подумала, что на самом деле звучит не так уж обидно. Написала эту фразу у себя в статусе на сайте "ВКонтакте", и она висела так долго, что меня так стали называть знакомые, которые ничего не знали о предыстории. Так что вроде я и не планировала брать псевдоним, а оно как-то само собой сложилось»...

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В ДЕКАБРЬСКОМ НОМЕРЕ The Symbol РОССИЯ.

ПЛАЩ, Color°Temperature
ПЛАЩ, Color°Temperature
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ПЛАТЬЕ, Vika Gazinskaya
ПЛАТЬЕ, Vika Gazinskaya

Фото: СЕРГЕЙ ВЛАСОВ
Стиль: АЛИСА ГОРШЕНИНА, ЕКАТЕРИНА ТАБАКОВА
Текст: МАРИЯ ПИМЕНОВА