Что общего между коллекцией Céline весна-лето 2017 и Ивом Кляйном
Ива Кляйна чаще всего упоминают как автора знаменитых монохромных работ, запатентовавшего своим именем «идеальный синий цвет» – «Международный синий Кляйна». В 1960 году, за несколько месяцев до того, как официально зарегистрировать формулу «своего» цвета, Кляйн пригласил к себе домой критика и историка современного искусства Пьера Рестани и двух своих подруг, затем измазал обнаженные женские тела синей краской и буквально отпечатал на белом листе бумаги. Получившаяся картина стала началом так называемого «нового антропометрического периода» в творчестве Кляйна. Одна из самых известных работ этого периода – парижский перформанс того же 1960 года, во время которого чинная публика наблюдала за тем, как три обнаженные девушки под «Монотонную симфонию» Кляйна 1949 года оставляли синие следы на развешанных и разложенных по залу Galerie International d’Art Contemporain полотнах.
Этот перформанс вызвал немало критики. Кляйн получил в свою сторону неодобрительные комментарии, потому что на протяжении всего действа художник, одетый во фрак, ни разу не прикоснулся к краске, используя моделей в качестве инструмента для создания картины. Любопытно, что креативный директор Céline Фиби Файло, известная своими феминистическими взглядами и особым отношением к женщинам и их свободе выглядеть, как они сами желают, для своей новой коллекции весна-лето 2017 выбрала именно эту работу Кляйна, в которой некоторые усмотрели проявление сексизма. Был ли подтекст в использовании ею кляйновских антропометрий, видимо, так и останется загадкой: после показа Файло отказалась от каких-либо комментариев. Но в любом случае, мы увидели в этом жесте немое заявление дизайнера.