Bezgraniz Couture: как устроена индустрия моды для людей с инвалидностью
Наша беседа начинается с неловкой паузы: я пытаюсь подобрать правильные слова. Люди с ограниченными возможностями? «А наши возможности безграничны?» – улыбается Янина. С особенностями развития? «Но ведь у каждого свои особенности». То, что ни в нашей, ни в какой-либо другой стране не умеют говорить об инвалидности без эвфемизмов, общеизвестный факт. «Пришло время для новой коммуникации, – убеждена Урусова. – Предыдущая строилась на эмоциях – и это неконструктивный подход. Будущая – за восприятием людей с инвалидностью как потребителей. В нашем случае – потребителей моды». Эта мысль посетила Янину несколько лет назад, когда она осознала, что для fashion-сообщества инвалидов как целевой аудитории практически не существует. Индустрия не понимает, что это за клиенты, какие у них ожидания и как с ними работать. А ведь производство модной адаптивной одежды могло бы если не решить их проблемы, то принципиально улучшить качество жизни, а значит, сломать тот самый барьер. «Одежда – социальный маркер, отражение отдельно взятого "я", – говорит Янина. – Мода в состоянии помочь людям с инвалидностью почувствовать себя самими собой, а нам – увидеть в них таких же, как мы».
Чтобы нащупать свою аудиторию, опытный топ-менеджер Урусова, за плечами которой работа в архитектурном бюро в Германии, бизнес-консалтинг и даже создание галереи современного искусства, решила начать с глобального исследования рынка. Именно глобального, ведь Bezgraniz Couture с его русско-немецкими корнями (партнер Янины – немецкий предприниматель Тобиас Райзнер) всегда позиционировался как международный проект. В результате выяснилось, что с проблемой выбора одежды сталкиваются абсолютно все инвалиды: одни физически не могут прийти в магазин, другие имеют дело с некомпетентностью персонала, третьи – с отсутствием подходящих вещей. «Я никогда не занималась модой, – говорит Урусова, – но это не помешало мне взяться за то, что стало делом всей моей жизни. Более того, fashion-аутсайдерство я считаю преимуществом: чтобы сделать что-то инновационное, нужно быть свободным от законов жанра». Сначала Янина и Тобиас придумали международный конкурс молодых дизайнеров Bezgraniz Couture International Fashion & Accessories Award. Членов жюри отлавливали среди акул модной индустрии: «Нам хотелось подчеркнуть, что это серьезное профессиональное мероприятие». Но результат не оправдал ожиданий: участники не понимали, что такое адаптивная одежда, не чувствовали клиента. «Была отличная коллекция для колясочников у Дмитрия Ключевского – свежая, современная. Но все равно оторванная от реальности: он делал ее "на себя" – садился на стул и снимал мерки. А тех, кто грамотно справился с задачей, не поняло жюри: их работы были оторваны уже от самой моды».
После череды неудач Янина решила взять тайм-аут, чтобы тщательно все обдумать и найти новые пути развития. Во время этих поисков родились два проекта, позволившие по-новому взглянуть на людей с инвалидностью. Приуроченная к Паралимпиаде в Сочи фотовыставка «Акрополь: Как я нашел свое тело», героями которой стали десять юношей и девушек, переживших ампутацию, получила Гран-при и первые места премий «Серебряный Лучник», «Серебряный Меркурий» и PROBA-IPRA Golden World Awards как лучший проект в области социальных коммуникаций. А еще раньше, в 2012-м, появились «Инопланетники» – серия фотографий и монологов о том, как устроены воображаемые планеты людей с разными видами инвалидности. Проект, придуманный Линор Горалик, стал единственным в своем роде в России: впервые модная съемка с участием инвалидов оказалась частью концепции, основанной не на жалости, а на неподдельном интересе к миру «инопланетян», живущих среди нас. Именно этого интереса и не хватало дизайнерам – участникам Bezgraniz CoutureTM International Fashion & Accessories Award. «Люди боялись инвалидности, не решались о ней говорить. А мы эти неприятные для многих разговоры вывели на новый уровень – и эстетически, и интеллектуально, – поясняет Янина. – Это был своего рода ребрендинг. Оставалось создать принципиально другой продукт».
За «продуктом», то есть коллекцией адаптивной одежды, Урусова обращалась ко многим российским дизайнерам – увы, безрезультатно. Причины все те же: непонимание аудитории, отсутствие веры в коммерческий успех. И неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не знакомство с Анной Черных и Владимиром Тилининым, кураторами базового курса «Дизайн одежды» в Британской высшей школе дизайна. Уже через полгода после судьбоносной встречи студенты Британки начали конструировать одежду для людей с инвалидностью в рамках образовательного модуля WearABLE Future. «Мы выделяем несколько типов потребителей: колясочники, люди, пережившие ампутацию, люди с синдромом Дауна и ДЦП, – рассказывает Янина. – Каждый студент выбирает себе модель, а потом представляет готовую вещь. Так будущие дизайнеры проходят все этапы – от идеи до создания одежды и ее презентации на нашем показе».
К показам в Bezgraniz Couture относятся крайне серьезно. В прошлом году их было сразу два: на Los Angeles Fashion Week («Там нам удалось заручиться поддержкой мэрии и Анджелы Роквуд, звезды Push Girls – реалити-шоу о четырех неунывающих женщинах-колясочницах») и на Mercedes-Benz Fashion Week в Москве. В обоих случаях монохромные вещи лаконичных архитектурных форм модели с инвалидностью и без показывали под музыку, напрочь лишенную лиризма. «Bezgraniz Couture – это не попытка пройтись каблуком по слезной железе, – подчер- кивает Урусова, – а профессиональная история про одежду, которую хочется купить прямо сейчас».
Сделать это можно будет уже скоро: в 2017-м выйдет первая полноценная коллекция на основе существующих прототипов. «Вещи планируем продавать через интернет, но радости от покупки "вживую" тоже никто не отменял. Отшивать хотелось бы там, где есть правильные именно для нашего продукта технологии. Ведем переговоры с фабрикой в Лос-Анджелесе – это место номер один по производству одежды в Америке. В поле зрения Турция, Марокко, Мексика, Европа, Россия... В общем, поживем – увидим».
К радости Урусовой интерес к ее бренду проявляет не только целевая аудитория. «Люди влюбляются в дизайн, фактуру тканей, ювелирную проработку деталей, – говорит она и после короткой паузы продолжает, – Знаете, во время презентации в Лос-Анджелесе у нас был очень душевный вечер, на котором присутствовали Анджела Роквуд, британская певица Виктория Модеста и другие знаменитости, имеющие инвалидность. Так вот: там я на какой-то момент забыла, для кого именно мы делаем одежду, – просто растворилась в интереснейших беседах с американскими коллегами. Тогда я вдруг осознала, что у моды, очевидно переживающей сейчас глубокий кризис, нет и не должно быть границ. Она вообще про другое – про стиль жизни, общение, про то, что просто здорово быть вместе. И чем раньше мы это поймем, тем интереснее станет создавать будущее».
Фото: Арсений Джабиев
Стиль: Джига Санжиева