Белая пудра, черные очки: из чего «сделан» Карл Лагерфельд
Кто-то относится к нему не очень тепло и считает переоцененным, кто-то восхищается и называет гением. Сколько людей, столько и мнений, но один факт неоспорим: Карл Лагерфельд – одна из самых влиятельных фигур в мире моды и в современной культуре. Более того, это человек, сумевший придумать себе яркий, картинный и запоминающийся образ, знакомый даже за пределами модных кругов.
К нему дизайнер пришел не сразу, но то, что в будущем Карл свяжет свою жизнь с одеждой, было понятно еще в детстве. Будучи ребенком, Лагерфельд любил наряжаться и подходил к этому серьезно. Среди одноклассников он был единственным, кто с удовольствием носил аккуратную, безупречно отглаженную школьную форму. Кроме того, живой интерес вызывал у него национальный тирольский костюм. Как-то раз он попросил свою мать Элизабет купить ему тирольскую шляпу, на что та ответила 8-летнему сыну: «Ты в ней похож на старую лесбиянку». После этой не самой красноречивой критики Лагерфельд предпочитает ходить с непокрытой головой.
Перчатки
Элизабет Лагерфельд в принципе не отличалась тактичностью. Во многом именно ее прямолинейные комментарии в адрес сына сформировали элементы его иконического образа. Минус шляпа – плюс перчатки. Когда в 14 лет Карл пробовал курить, мать остановила его, правда не в той форме, как это принято делать. Элизабет оценила руки Карла как недостаточно красивые, чтобы быть у всех на виду с сигаретой. Теперь дизайнер всегда прячет их в черных перчатках без пальцев. Без пальцев, потому что иначе ему неудобно делать эскизы. Кроме того, он считает, что перчатка делает руку длиннее, а во французском языке словосочетание «иметь длинную руку» значит то же, что «быть влиятельным». К слову: когда Лагерфельд добился успехов в модной индустрии, мать не посетила ни один из его показов.
Очки
Еще один вечный атрибут Лагерфельда – темные очки, без которых его последний раз видели, пожалуй, годах в 1980-х. Смысл этого аксессуара дизайнер объяснил так: «Однажды у меня было интервью с какой-то немецкой журналисткой, ужасно уродливой дамой. На ней был довольно прозрачный желтый свитер и огромный черный бюстгальтер под ним. Она сказала: "Снимите очки, это невежливо". Я ответил: "Я что, прошу вас снять лифчик?" Очки – это моя бурка (закрывающая тело целиком мусульманская одежда – Прим. ред.). К тому же я немного близорук, а когда близорукие люди снимают очки, они выглядят, как маленькие милые собачки, которых хочется взять с собой домой».
Прическа
Матовый белоснежный конский хвост стал визитной прической дизайнера в середине 1970-х. Когда Лагерфельд уже видеть не мог длинные кудрявые волосы, он начал выпрямлять и выбеливать свои собственные. «Конский хвост – это самая простая прическа. Я совершенно не умею укладывать волосы гелями и прочими средствами. А напудренный белой пудрой хвост – это просто и идеально». С тех пор прошло уже около 40 лет. Сам дизайнер никогда об этом не говорил, но, возможно, белизна волос была вдохновлена прической Энди Уорхола. Хотя Лагерфельд как-то раз назвал художника «физически отвратительным», так что сказать наверняка не получится.
Костюмы
Здесь на фоне бессменной классики – белой рубашки и черного костюма – на первый план выходят необычные детали. Дизайнер носит рубашки с накрахмаленным до хруста, скрывающим шею целиком воротником, как у Оскара Уайльда и других денди XIX века. Рубашки Лагерфельду всегда шьют на заказ, ведь, как он сам сказал, «если вы привыкли к сшитым вручную рубашкам Hilditch, то вещь из магазина покажется вам орудием для пыток». Сами костюмы, которые, на первый взгляд, могут показаться почти одинаковыми, на самом деле отличаются друг от друга тканью и элементами кроя. Много шума наделала история, когда в 2002-м Лагерфельд похудел на 42 кг за 13 месяцев ради облегающего силуэта Dior Homme (авторства Эди Слимана, конечно). Финальными штрихами каждому наряду Карла служат аксессуары и украшения: галстуки, броши, цепи и так далее. Любимые драгоценности Лагерфельда делает парижский ювелир Лидия Куртель. В украшениях, как и в интерьере, он придерживается стиля ар-деко, который полюбил еще в 1970-х на волне всеобщего увлечения винтажем.
Отказ от разнообразия в пользу монолитного образа с говорящим характером – это не просто причуда, но грамотный маркетинговый ход. Мотивы и изображения дизайнера с белым конским хвостом и в темных очках неоднократно появлялись в качестве брелоков и принтов на вещах от Fendi и Karl by Karl Lagerfeld. А то, что дизайнер любит поговорить о себе тоже вполне логично, ведь образ работает еще лучше, когда за ним стоит отличная история.