Александр Сирадекиан: «Меня не пугают трудности!»
The Symbol встретился с дизайнером и выяснил, в чем же секрет его международного успеха и такой отчаянной смелости.
Александр, первый вопрос – самый общий и вместе с тем самый важный. Почему туфли?
– С туфлями я дружу с детства! Свою первую пару придумал, когда мне было всего шесть лет. Помню, моя бабушка, с которой я проводил много времени, решила побаловать себя новыми туфлями. Дело оставалось за малым – определиться с моделью и поставить задачу перед обувным ателье. И тут я почувствовал, что готов и что у меня получится. Cам старательно накалякал эскизы, и именно по ним в итоге работали мастера. Конечно, я очень переживал – но бабушка осталась довольна!
Проект Fresh Art тоже начинался с обуви...
– Да. Наши первые пары производились вручную в Тбилиси, в мастерской моих друзей, – работа была очень кропотливая, но, к сожалению, позволить такие туфли могли далеко не все. В итоге мы запустили более демократичную линейку с одним из известных брендов... Я продолжал создавать эскизы, но все они шли, что называется, «на полку», ведь процесс производства обуви очень сложный – всегда было желание, но не хватало времени! И только спустя 16 лет я окончательно понял, что готов к свободному плаванию и запуску собственного бренда!
Вы когда-нибудь жалели об этом своем решении?
– Я не считаю, что мне надо о чем-то жалеть. Я ведь не переключился на новую и неинтересную для себя сферу. Я принадлежу сам себе и делаю то, от чего получаю колоссальное удовольствие! Мне кажется, все идет своим чередом и происходит именно в тот момент, когда человек к этому готов. Так что я, наоборот, каждый день благодарю судьбу за этот подарок. И трудности меня совсем не пугают – становится только интереснее!
В одном из интервью вы обмолвились, что у нас в стране нет «обувной культуры». Вы имели в виду только производителей? Или же покупателей это тоже касается?
– Нет, я как раз имел в виду именно производство. Понимаете, мне хотелось выбрать лучшее производство и расширить границы не только изготовления, но и распространения своей обуви. Так что в один прекрасный день я купил билеты в Италию себе, жене и ребенку, и все вместе мы отправились за за новыми приключениями (смеется). Конечно, у меня был некий опыт, но я все же решил добавить знаний из первых уст: мне важно было, как подходят к производству обуви итальянцы. Нередко мне приходилось сталкиваться с удивлением со стороны производителей, мол, как так – неизвестный мальчик из Москвы решил запустить собственный бренд? И тем не менее я продолжал верить, что найду «свою» фабрику, долго и упорно стучался в закрытые двери. В какой-то момент дверь открылась и слух о том, что russo stilisto Александр имеет право называть себя дизайнером обуви, разлетелся по всем крупным производителям. Да, мы еще очень молоды и не можем конкурировать с крупными модными империями, но мы верим в наш проект, не стоим на месте и постоянно развиваемся. Уже шестой сезон увеличиваем не только тираж, но и линейку самого продукта, месяц назад в Париже показали сезонную коллекцию, которая включала в себя более 50 моделей женской и детской обуви, по просьбам поклонников запустили линию сумок...
Буквально месяц назад представили в Париже свою дебютную коллекцию от-кутюр. Запускать подобную линию в разгар общемирового кризиса – очень смелое решение. Как вы на него отважились?
– В прошлом году мы создали единственную в своем роде пару обуви в поддержку фильма «Золушка» – компания Disney пригласила поучаствовать пять мировых брендов, и только мы представляли Россию. Это было особенно приятно! Туфли всем приглянулись, и я стал получать массу заказов из разных стран. На всех меня не хватало, приходилось отказывать. Одно из редких исключений я сделал для клиента из Саудовской Аравии, который попросил создать целую коллекцию для своей дочери. Представляете, какая это кропотливая работа? Для производства одной пары «голых» лодочек надо задействовать 14 разных фабрик – это очень трудоемкий цикл работ, который надо контролировать постоянно и желательно лично. И тем не менее трудности меня не пугали, и в итоге я решил запустить отдельную кутюрную линию, которую мы и представили в парижском бутике Les Suites.
Самый рискованный поступок в вашей жизни?
– Сделать и пожалеть или жалеть, что не сделал? Для меня это очень сложный вопрос... Для меня риск – то же самое, что желание. Чтобы получить результат, приходится каждый день, шаг за шагом идти к своей мечте, постепенно получая те маленькие «ежедневные» желания – и это большая радость! Лично я хочу сделать мир красивее и добрее, а людей – счастливее, пусть даже на секунду. Так что я очень широко мечтаю, наверное, в этом и есть мой риск.
На кого из обувных дизайнеров вы равняетесь? Кто ваш главный кумир?
– Я не ограничиваюсь только обувными брендами, талантливых мастеров много, и все они заслуживают уважения и восхищения. Но выделить кого-то одного я не смогу, у каждого из моих кумиров есть чему поучиться. И знаете, меня очень радует, что и я могу вдохновить своим творчеством великих: мне кажется, какие-то элементы концепции нашего бренда уже стали трендом на мировых подиумах!
Вы не только очень талантливый дизайнер, но и отец прекрасной дочери. Как вам удается находить время на семью?
– Вот это одна из причин, почему мне так нравится принадлежать себе самому – никаких проблем с графиком работы, всегда можно выстроить процесс так, чтобы уделять достаточное время семье. Эмануэль у нас большая умница: учится в школе, ходит на музыку и английский... А еще она с большим удовольствием следит за моим творчеством: ребенок с самого детства ездил с нами на фабрики!
Вы все время мыслями в работе? Или же вам удается переключаться?
– Мне и не приходится переключаться! Семья и друзья всегда рядом! Я действительно все время в процессе творчества, постоянно рисую, ищу вдохновение, фотографирую... Мне в этом плане очень помогает мой смартфон Microsoft Lumia 950 XL : у него отличная камера! Еще я начал пользоваться приложением OneNote – туда обычно записываю свои планы и проекты на ближайшее будущее.
Случался ли с вами творческий кризис? Как вы с ним справлялись?
Конечно, случался. Вы знаете, например, что слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: первый означает «опасность», второй — «благоприятная возможность»? Так вот, я по второй части: в кризис стараюсь открыть в себе новые границы таланта и своих возможностей!
Что вы считаете своим главным профессиональным достижением?
– Трудно сказать... Наверное, отвечу так: мне, как человеку творческому, безумно приятно осознавать, что мой труд востребован! Наши коллекции высоко оценили крупные магазины в самых разных точках мира. Клиенты тоже полюбили наш продукт, покупают его и с радостью «выгуливают». И это очень круто!
Можете вспомнить лучший совет, который вам давали в жизни?
– Мне посчастливилось дружить с великой Людмилой Марковной Гурченко. Однажды мы пили чай у нее дома, беседовали о наших проектах и она сказала мне: «Запомни, успех не прощают».