5 художников-модельеров, которые создавали моду в СССР

Мода за железным занавесом
Сотрудники ОДМО (в центре манекенщица Р. Збарская и дизайнер Вера Аралова), 1970-е годы
Сотрудники ОДМО (в центре манекенщица Р. Збарская и дизайнер Вера Аралова), 1970-е годы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Была ли мода в СССР? Мы уже не раз отвечали на этот вопрос утвердительно. Конечно, были некоторые нюансы: по-настоящему модная одежда оставалась труднодоступной роскошью, в массовое производство в основном отправлялись не самые красивые модели, а модные журналы буквально передавали из рук в руки как реликвию. И все же множество талантливых людей трудились для того, чтобы в Стране Советов тоже была красивая одежда. Рассказываем о пяти выдающихся художниках-модельерах, которые вопреки всему создавали настоящую моду за железным занавесом.

Вера Аралова

Манекенщица Тамара Владимерцева в красных русских сапогах Верой Араловой, 1969 год
Манекенщица Тамара Владимерцева в красных русских сапогах Верой Араловой, 1969 год
Архивы пресс-службы

Судьба Веры Араловой была необычной во всем. Много ли вы знаете советских женщин, бывших замужем за афроамериканцами? Супругом Веры Ипполитовны был Ллойд Паттерсон — диктор Всесоюзного радио, который эмигрировал в Союз из США. А их младший сын Джеймс прославился еще в детстве: именно он сыграл роль темнокожего ребенка в фильме Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Аралова начинала свою карьеру как вполне успешная художница и автор костюмов и декораций к нескольким известным театральным постановкам. Также она устраивала за границей очень успешные выставки картин советских художников. В 1948 году в жизни и карьере Араловой случился важнейший поворот: она стала художником-модельером Общесоюзного Дома моделей. С тех пор она посвятила свою жизнь созданию в СССР моды, которая не уступала бы западной. Делала она это и создавая крайне необычные для советских людей модели одежды и обуви, и принимая участие в работе советских изданий о моде — «Журнала мод» и «Моды стран социализма», в редакционные коллегии которых она входила. В 1959 году случился ее главный прорыв, который доказал: мода за «железным занавесом» не только есть — она даже способна кое-что предложить моде западной. Тогда в Париже были организованы показы работ советских художников-модельеров. Созданная Верой Ипполитовной коллекция вызвала настоящий фурор. Меха, Павлопосадские платки, яркие цвета были встречены искушенной западной публикой с большим оживлением. Но полный восторг вызвала обувь — красные сапоги на молнии. Их впоследствии скопировали несколько западных обувных фабрик, не указав настоящего автора дизайна.

Татьяна Осмеркина

Копия платья «Россия» в Музее Москвы
Копия платья «Россия» в Музее Москвы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У Татьяны Осмеркиной тоже был впечатляющий бэкграунд: она — дочь художника и участника объединения «Бубновый валет» Александра Осмеркина. Что многое объясняет в ее смелой и экспрессивной творческой манере. Она любила сочетать несочетаемое (например, джерси с кожей, а грубую черную шерсть — с ярким атласом) и делала множество отсылок к полотнам советских авангардистов. Последние она, к слову, обычно соединяла с фольклорными образами и элементами народного костюма. Именно она создала одно из самых ярких и выдающихся платьев в истории советской и российской моды. К 50-летию Октябрьской революции она выпустила платье «Россия» — ярко-красное, в пол, с длинными расклешенными рукавами, вышивкой золотыми пайетками на груди и дополненное головным убором на манер платка, свешивающегося до самого пола. По ее задумке, образ должен был одновременно отсылать к революции и традициям русской иконописи. Яркий образ был отобран для учсастия в Международной выставке в Монреале, где произвел настоящий фурор. Оно постоянно гастролировало по миру, стало участником нескольких фотосессий и практически символом Общесоюзного дома моделей. А потом культовый наряд бесследно исчез. Поговаривают, что его тайно продал кто-то из сотрудников Дома моделей. Сегодня осталось лишь несколько кадров со знаменитым платьем. Которое, кстати, часто по ошибке приписывают Вячеславу Зайцеву.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лина Телегина

ПЛАТЬЕ ВЕЧЕРНЕЕ С ПОЯСОМ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА» («ВЯТКА»), Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО), Москва
ПЛАТЬЕ ВЕЧЕРНЕЕ С ПОЯСОМ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА» («ВЯТКА»), Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО), Москва
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и большинство модельеров Общесоюзного Дома моделей одежды, Лина Телегина была в первую очередь художницей — занималась живописью и графикой. Участвовала в международных и союзных выставках, имела большой успех. Ее большая карьера стартовала еще в 50-е с участия в нескольких крупных выставках. В основном она занималась абстрактной живописью — и это заметно в том числе по созданным ею моделям одежды. Телегина часто обращалась к народным промыслам, в которых находила много пересечений с беспредметной живописью. Так, в 1986 году она создала мини-коллекцию платьев по мотивам Дымковской игрушки. Она сохранила силуэт «песочные часы», присущий Дымковской барыне, и украсила платья абстрактными яркими кругами, напоминающими росписи на игрушках. На одном из показов в Доме моделей платья из этой коллекции увидел Ив Сен-Лоран. Великий кутюрье остался под впечатлением от идей советской художницы, которой подарил свои эскизы с автографом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Александр Игманд

Александр Игманд (в центре) и манекенщики Театра моды Вячеслава Зайцева, 1997
Александр Игманд (в центре) и манекенщики Театра моды Вячеслава Зайцева, 1997
Архивы пресс-службы

Мужская мода в СССР тоже была. Ее самым ярким представителем был Александр Игманд. Одним из первых его частных заказов стал пошив костюма, в котором Андрей Тарковский получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале в 1962 году. Пятью годами позже его дипломная коллекция отправилась на выставку в Монреаль, а сам Игманд попал на работу в Общесоюзный Дом моделей одежды. По его словам, заняться именно мужским костюмом он решил на пике популярности движения стиляг, к которым и сам себя относил. «Большое влияние на меня оказала атмосфера той поры 60-х, когда возникло движение стиляг (я и сам был одним из них): мужчины стали выглядеть не как оловянные солдатики — в их одежде появилась какая-то мысль», — вспоминал Игманд. Эту самую мысль Александр постарался вложить во все созданные им мужские образы. Он делал костюмы на западный манер — легкие, пластичные, без мешковатой «чиновничьей» посадки. В 70-е он стал личным портным Леонида Брежнева и единственным человеком, кому генсек доверял свой гардероб.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тамара Файдель

Платье, диз. Тамара Файдель. 1969 г. Сатин, ситец, коленкор, застежка-молния. Коллекция Всероссийского музея декоративного искусства.
Платье, диз. Тамара Файдель. 1969 г. Сатин, ситец, коленкор, застежка-молния. Коллекция Всероссийского музея декоративного искусства.
Архивы пресс-службы

Тамару Файдель всегда отличала изысканная лаконичность силуэта. Отправными точками при создании ею образов обычно были рисунок и фактура ткани, поэтому она не перегружала силуэт никакими лишними деталями. Она была одной из немногих модельеров Общесоюзного Дома моделей, которая владела техникой наколки. Эта техника предполагает формирование силуэта прямо на манекене, путем закалывания ткани и создания изящных драпировок. Она плотно сотрудничала с советскими фабриками по производству текстиля, например, «Красной розой». Зачастую ее коллекции и начинались с выбора ткани, а уже потом следовали форма и силуэт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ