5 великих дизайнеров, которые так и остались в тени
Легко подумать, что достаточно однажды сделать какой-то модный прорыв, чтобы войти в историю. Якобы дизайнер выпускает выдающуюся вещь или коллекцию — и его имя тут же сохраняется в памяти потомков навсегда. Как бы не так. История моды знает множество примеров людей, которые оказались практически забыты потомками несмотря на то, что однажды совершили настоящую модную революцию и были буквально у всех на устах. Мы собрали истории 5 дизайнеров-революционеров, которых публика запомнила не так хорошо, как Габриэль Шанель или Кристиана Диора.
Чарльз Фредерик Ворт
Готовы поспорить, что если вы не работаете в моде или хотя бы не интересуетесь ей глубоко, то это имя вам ни о чем не говорит. Меж тем, именно Чарльза Фредерика Ворта принято считать первым модным дизайнером в истории. Да, именно он создал первый модный Дом — и вообще обозначил отличия дизайнера от обычного портного. Он первым предложил все те идеи, которые для нас настолько привычны, что, кажется, были попросту всегда. Скажем, выпуск сезонных коллекций и проведение показов. Он же первым перестал просто изготавливать вещи по заказу клиентов — и начал диктовать им свое собственное видение. Несмотря на все эти ноу-хау, век его был недолог. Какое-то время Дом его имени просуществовал под руководством его детей и внуков, но дальше уже не выдержал конкуренции и закрылся. Теперь имя Ворта вспоминают разве что историки моды.
Поль Пуаре
Поль Пуаре когда-то начинал карьеру как раз в Доме Ворта — в качестве, как бы сейчас сказали, креативного директора. После этого он открыл собственный Дом — и очень быстро приобрел большую популярность сначала в Париже, а затем и далеко за его пределами. Именно Пуаре (а не Габриэль Шанель, как многие считают) первым освободил женщин от корсетов и предложил им брюки, а еще — сделал первые объемные вещи, напоминающие современный оверсайз. Он же ввел моду на разного рода этнику, первым начав цитировать японские кимоно и арабские шаровары. К тому же он впервые, подобно современным дизайнерам, запустил линии парфюмерии и товаров для дома — в общем, превратил свой бизнес в целую империю. Но закончил свою карьеру Пуаре практически в забвении. С приходом эпохи ар-деко некогда самому популярному кутюрье мира стало сложно адаптироваться к вызовам времени и конкурировать с молодыми и энергичными коллегами вроде Габриэль Шанель и Жана Пату — и в 1944-м году он принял решение о закрытии своего Дома. В 2018-м состоялась попытка его возрождения — но она не увенчалась успехом. Коллекции обновленного Poiret были встречены холодно — и прессой, и покупателями. Не помог даже целый десант звезд первой величины вроде Рианны и Наоми Кэмпбелл в платьях бренда на красных ковровых дорожках.
Эльза Скиапарелли
Главная конкурентка Габриэль Шанель, сюрреалистка от моды и «неистовая Эльза» — какими только прозвищами не наградили Эльзу Скиапарелли современники. Она была одной из ведущих дизайнеров своего времени — и настоящей революционеркой во всем, что делала. В истории моды она осталась как популяризатор «шокирующего» розового цвета, любительница не самых очевидных (а порой и попросту безумных) визуальных решений и пионер коллабораций с художниками — именно она первой стала приглашать к сотрудничеству своих знаменитых и талантливых друзей вроде Сальвадора Дали и Жана Кокто. Несмотря на выдающийся список достижений, испытание временем, в отличие от вечной соперницы Шанель, Скиапарелли не выдержала. После Второй мировой ее Дом уже доживал свои последние годы — как это часто бывает, она попросту не смогла адаптироваться к тому, как поменялась мода. В 1954-м году она закрывает свой бизнес, и о нем никто не вспоминает целых 54 года — пока в 2013-м его не решает возродить Диего Делла Вале. С тех пор Дом Schiaparelli снова существует и успешно выпускает новые коллекции.
Андре Курреж
Андре Курреж был одним из самых ярких представителей поколения дизайнеров-шестидесятников. Вместе с Пьером Карденом он фактически порвал с буржуазными традициями кутюра 50-х и предложил принципиально новый образ — длину мини, А-образный силуэт, четкую геометрию во всем и яркие, чистые цвета. Мода космической эпохи — так часто называют созданные им коллекции. Он пропагандировал чистоту, юность и динамизм. Курреж выступал против высоких каблуков и длинных юбок — ведь в них невозможно быстро ходить. Также он одним из первых пустил свои коллекции в серийное производство, встав у истоков pret-a-porter — в противовес индивидуальному кутюрному пошиву, на котором настаивали его предшественники. Но уже к 80-м дела у его марки пошли плохо — и снова потому что он не сумел вовремя перестроиться. В яркую и избыточную моду 80-х его инфантильные кукольные платьица и пальто-трапеции никак не вписывались — а меняться он не захотел. Сейчас Дом Courreges возрожден и регулярно выпускает новые коллекции, но за последние несколько лет сменил уже нескольких креативных директоров в поисках своего нового ДНК.
Мэри Куант
Британский дизайнер Мэри Куант — еще одна яркая героиня 60-х и соперница Андре Куррежа за звание изобретателя мини-юбки. Историки моды поочередно отдают это почетное звание то одному, то второй — мы же дипломатично признаем вклад в это дело обоих. Кроме того, Куант многое сделала для демократизации моды — ее коллекции всегда были заметно доступнее, чем у ее коллег. Также она считается первым стилистом The Rolling Stones, для которых придумала небрежные и хулиганские образы — в пику аккуратным и «прилизанным» The Beatles. Несмотря на взрывную популярность в 60-х, уже двумя декадами позже о ее бренде никто толком и не вспоминал — и Куант переключилась на создание косметики и товаров для дома.
Фото: GETTY IMAGES