5 дизайнеров, которые одевали Мэрилин Монро
Мэрилин Монро ушла из жизни неожиданно и трагически 5 августа 1962 года. Сегодня главной блондинке Голливуда исполнилось бы 90 лет. Ее путь к славе был тернист – долгое время ее гонорары были значительно ниже, чем у коллег, однако к концу жизни она была названа самой высокоплачиваемой актрисой десятилетия. Мало кто всерьез считал Мэрилин Монро иконой стиля: по мнению критиков, ей не хватало рафинированности, какой обладали, скажем, у Марлен Дитрих или Одри Хепберн, да и прогрессивными ее вкусы трудно было назвать. Однако ее главным козырем была харизма, умение подать себя, в чем ей изрядно помогали художники по костюмам, работавшие с Монро на съемочных площадках и в жизни. В честь юбилея культовой актрисы мы вспоминаем модельеров, которые сыграли в ее судьбе важную роль.
Уильям Травилла
К тому моменту, когда Уильям Травилла впервые встретился с Мэрилин Монро, он уже считался одним из самых известных голливудских художников по костюмам с «Оскаром» в руках за фильм «Похождения дона Жуана». Однако именно костюмы, созданные для Монро, возвели его в статус звезды и поспособствовали тому, что актриса вошла историю кино. Так, авторству Травиллы принадлежит легендарное ярко-розовое платье, в котором Монро поет песню «Diamonds Are a Girl’s Best Friend» в ленте «Джентльмены предпочитают блондинок». И именно Травилла создал то самое платье, подол которого так живописно вздымается вверх от потока воздуха в культовой сцене фильма «Зуд седьмого года» (которую, кстати, в итоге снимали не на улице, а в студийном павильоне). Всего Монро и Травилла сотрудничали в восьми кинокартинах, и, как признавалась актриса, ни один дизайнер не выставлял ее формы и изгибы в таком выгодном свете, как это делал Уильям. Возможно, все дело в том, что молодые люди какое-то время крутили роман... Впрочем, это уже другая история.
Дороти Джекинс
Дороти Джекинс вошла в историю «цветного» кинематографа как первый художник по костюмам, получивший «Оскар» в соответствующей номинации (награда была присвоена за фильм «Жанна д’Арк»). Однако она также была одним из кинодизайнеров, прославившихся благодаря сотрудничеству с Мэрилин Монро. Их первая встреча произошла на съемочной площадке «Ниагары». Все образы, в которых Монро появилась в картине, были разработаны Джекинс, но один из них – платье-футляр ярко-розового цвета – стало популярным настолько, что его многочисленные копии продавались в американских универмагах. В 1960-м Монро и Джекинс вновь должны были работать вместе, над «Неприкаянными», но что-то пошло не так. Когда в 2005 году были обнародованы частные документы Мэрилин Монро, среди них нашлось письмо от Дороти Джекинс, датированное годом съемок фильма. «Хотя я понимаю, что меня, скорее всего, отстранят от работы над "Неприкаянными", я все равно закончу работу над твоими костюмами, – писала оскароносный костюмер. – Если они тебе понравятся, я буду рада увидеть их на экране. Если нет, их может забрать себе кто-то другой. Мне жаль, что я тебя разочаровала, но я обязана продолжать работать (и жить) в соответствии с собственными представлениями о честности, гордости и хорошем вкусе». Что за разлад произошел между девушками, так и осталось загадкой, но в итоге Дороти Джекинс заменили художником по костюмам Джин Льюис – автором платья, в котором Монро пела Кеннеди «Happy Birthday Mr. President».
Сил Чапман
В то время как Травилла был вне конкуренции, когда речь шла о костюмах для фильмов, в обычной жизни Мэрилин Монро часто обращалась к услугам Сил Чапман. Она была одной из представительниц новой волны дизайнеров, продвигающих под флагом Клэр МакКарделл американскую моду pret-a-porter после Второй мировой войны. Для Монро модельер создавала преимущественно наряды к официальным мероприятиям, в частности – небезызвестное платье цвета ночного неба, расшитое бисером, в котором актриса выступала перед американскими войсками в Корее в 1954 году. Что касается самой Чапман, то ее часто называют продолжательницей традиций диоровского New Look в американской моде, а среди ее клиенток были также Элизабет Тейлор и Грейс Келли.
Чарльз Лемейр
Выходец из Чикаго, Чарльз Лемейр начинал свою карьеру в качестве танцора в водевилях, затем работал над костюмами для нескольких бродвейских мюзиклов. В 1925 году Лемейр пришел в кино, где и получил признание как талантливый художник по костюмам. С Мэрилин Монро его свела судьба во время съемок фильма «Все о Еве» – Чарльз Лемейр одевал там весь актерский состав. Однако самое известное платье его авторства – то, в котором Монро вручала награду за лучший звук на церемонии «Оскар» в 1951 году. Правда, наряд не был создан специально для актрисы – Монро одолжила его в костюмерных киностудии. Изначально он принадлежал героине Валентины Кортезе в фильме «Дом на Телеграфном холме», вышедшем на экраны за несколько месяцев до мероприятия.
Джон Мур
Джон Мур был протеже известного американского кутюрье Нормана Норелла и хорошим другом Монро. Они познакомились в 1955 году и сразу нашли общий язык. Актриса настолько доверяла вкусу Мура, что даже попросила его оформить интерьер ее нью-йоркской квартиры на 57-й улице. Впрочем, куда большая ответственность легла на плечи дизайнера, когда Монро поручила ему создать свадебный наряд для церемонии бракосочетания с Артуром Миллером в 1956 году. В последующие годы Монро часто выходила в свет в творениях Джона Мура: вспомнить хотя бы великолепное вечернее платье фасона «русалка», в котором она появилась на премьере фильма «Принц и танцовщица», или знаменитые платья-комбинации с конусообразным лифом.