Как (не) стоит работать с архивами бренда: чему нас научила коллаборация Dolce & Gabbana и Ким Кардашьян
Невероятно, но факт: самым обсуждаемым показом последней Недели моды в Милане стало шоу Dolce & Gabbana. В последние годы к коллекциям итальянского бренда модное сообщество относилось со смесью снисхождения и плохо скрываемой иронии. Доменико Дольче и Стефано Габбана давным-давно утратили способность чувствовать дух времени и отражать его в своих вещах. Дизайнеры завязли в собственных архетипах, которые когда-то выглядели свежими и ироничными, но с годами превратились в затертые до дыр и до боли банальные клише: «сицилийская вдова», многодетная итальянская мать, роковая соблазнительница (что-то среднее между юной Софи Лорен и Маленой в исполнении Моники Беллуччи). Ну а все их попытки заигрывать с джензерами выглядят вообще попросту нелепо: если кого-то и могут впечатлить все эти огромные логотипы и странные вещи кислотных цветов, то уж точно не молодых и прогрессивных. Однако же на сей раз «дольчикам» удалось урвать свои 15 минут всеобщего внимания. Правда, дело было вовсе не в самой показанной коллекции.
Занять эфирное время дизайнерам помогла Ким Кардашьян, которую они позвали для создания коллаборации. Персонаж абсолютно беспроигрышный: Ким = внимание медиа и огромные охваты в соцсетях. Проверить «эффект Кардашьян» Dolce & Gabbana уже могли на себе: полностью спонсированная брендом свадьба сестры Ким, Кортни, принесла ему порядка $25.4 млн лишь за счет постов в соцсетях. При этом только ленивый не припомнил основателям марки, что такая любовь к семейству Кардашьян-Дженнер проснулась в них совсем недавно: до этого Стефано Габбана называл их «самыми дешевыми людьми в мире». Иронично. Но, как говорится, хочешь жить — умей вертеться. Именно этим «дольчики» и занимаются. А Ким, в свою очередь, наращивает свое влияние в модной индустрии. И, возможно, искренне наслаждается реваншем: теперь в ее помощи нуждаются все, кто когда-то смотрели на нее свысока. Успех — лучшая месть.
Если говорить о самой коллекции, то в ней не было вообще ничего нового. Буквально. Все 86 образов — это реплики знаковых архивных вещей Dolce & Gabbana разных лет и сезонов. Отбором первоисточников занималась лично Ким: как выяснилось, в ее бездонном гардеробе есть много того, чего даже в миланском архиве бренда уже не осталось. Изменения в первоначальный дизайн были внесены минимальные — а где-то обошлось и вовсе без них. По правде говоря, призывы дизайнерам заглянуть в собственные архивы звучали уже довольно давно. Их коллекции 90-х и нулевых зачастую выглядят куда актуальнее и свежее современных — взять хотя бы весенне-летнюю 1997 года, о которой мы вспомнили благодаря эффектному выходу Кендалл Дженнер. Но под работой с архивами обычно все же имеется нечто иное, чем банальный повтор своих же старых идей — да еще и зачастую в худшем исполнении. Парадоксально, но многие из переизданных вещей действительно выглядят хуже оригиналов — так, будто они были сконструированы и сшиты на скорую руку. И сияющие чокеры с огромными буквами KIM (в оригинале 2003 года было SEX) положение вовсе не спасают. Как и огромная Ким в образе Мэрилин Монро, соблазнительно поедающая пасту на большом экране, на фоне которого модели идут по подиуму.
И этот показ — наглядное пособие по тому, как не стоит работать с архивами. Причем не только собственными, но и дизайнеров-предшественников. Потому что ключевое в такой работе — это все-таки переосмысление, «перевод» первоначальных идей на современный язык. Любой дизайнер должен не слепо копировать, а добавлять что-то от себя. И если уж не делать первоисточник лучше (чаще всего это невозможно), то хотя бы стряхнуть с него пыль и, возможно, посмотреть на него под другим углом. Иначе он ничем не отличается от владельцев подпольных фабрик, которые штампуют подделки люксовых вещей. С той лишь разницей, что те наживаются на чужих идеях, а это уже как-то совсем противоречит любой этике.