Голова с плеч, спящий дракон и третий глаз на шоу Gucci осень-зима 2018: что это было
Первые же кадры с показа новой осенне-зимней коллекции Gucci Cyborg взорвали соцсети десятками и сотнями вопросительных комментариев: шоу открыла манекенщица с точной копией своей головы в руках вместо сумки, промаршировавшая по воссозданной на подиуме операционной палате со стенами и потолком из ПВХ, светодиодными лампами, пожарными выходами, больничным оборудованием и типичными для госпиталя пластиковыми стульями. А после цитат из «Дисциплинарной власти» Мишеля Фуко в релизе стало ясно: Микеле, как хирург, «будет резать, будет бить» — по стереотипам, шаблонам и штампам, чем, впрочем, и занимается со дня своего прихода в Gucci.
Дизайнер по традиции превращает каждую свою коллекцию в многоэтажную идейно-символическую и образную мешанину. Он каждый раз будто заново стилизует кинокартины любимого Уэса Андерсона и все чаще пускает в его сюжеты Босха с его фантасмагорией всего созданного когда-либо Богом. В этом смысле коллекции Микеле всегда как сборники эклектичных красочных модных историй, и сценарий каждой из них можно начинать словами: «Смешались в кучу кони, люди...» — и от случая к случаю менять детали. На этот раз — первобытная племенная эстетика и Средневековье, балаклавы и паранджа, шотландские килты и японские кимоно, индейские пончо и цыганские юбки, латексное мини и папские рясы, эмблема нью-йоркских янкис и гора Paramount Pictures. Получается этакий «Облачный атлас» на модный лад как демонстрация того, насколько все в истории человечества взаимосвязано, все едино и все равно.
Однако если раньше Микеле справлялся с этой задачей силами возглавляемой им команды дизайнеров Дома и привлеченных к сотрудничеству современных художников, то теперь подключил мастеров студии специальных визуальных эффектов Makinarium, которые трудились над оформлением шоу не меньше полугода. Микеле заинтересовался работой Makinarium, увидев в 2016 году оформленный ими фильм «Страшные сказки» итальянского режиссера Маттео Гарроне с Сальмой Хайек и Венсаном Касселем. Это готическая сказка, населенная магами и волшебниками, великанами и горными ограми, драконами и королями, один из которых выращивает дома гигантскую - почти кафкианскую — блоху. Как бы продолжая эту историю, на подиуме у Микеле появляются змеи, хамелеоны, третий глаз, человеческие головы в руках и даже один мирно спящий на руках у священнослужителя детеныш дракона.
Этот подиумный образ, к слову, стал одним из самых обсуждаемых героев шоу, а потому в каком-то смысле — настоящим символом случившейся тут идейно-символической мешанины. В контексте общей готической стилистики показа он воспроизводит полотно из Бамбергского собора — христианской великомученицы Святой Маргариты Антиохийской с драконом на руках, но вместе с этим не отрицает рассказанную в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) бренда историю о найденной Дэвидом Хартом в 2004 году в Оксфордшире банке с заспиртованным детенышем дракона. Предполагается, что это собственность одного из немецких ученых 19 века, который решил избавиться от дракона после того, как его не принял в свою коллекцию Британский музей истории естествознания. По стечению обстоятельств дракон попал в руки Фредерику Харту, деду Дэвида. Тот спрятал его в гараже, где спустя сто лет дракона обнаружил его внук.
Первая и вторая интерпретации этого подиумного образа никак не связаны друг с другом, но при этом одна — не менее точна, чем другая. Точно так же по-разному можно подойти к объяснению каждого символа и знака в этой фантасмагории и все равно не ошибиться. Никто, впрочем, не запретит вам ломать голову в раздумьях, какая интерпретация точнее, но Алессандро Микеле благословляет выбросить все эти мысли из головы, в буквальном смысле снять голову, и надеть новое платье Gucci.