Что общего между показом Marc Jacobs и венецианскими куртизанками
Заключительный день Нью-Йоркской недели моды традиционно ознаменовался показом Марка Джейкобса. Коллекция весна-лето 2017, как и предыдущие работы дизайнера, стала компиляцией самых разных референсов и визуальных цитат: от аниме и рейвов 1980-х до глэм-рока и моды эпохи Викторианства. Однако львиную долю внимания зрителей перетянула на себя обувь, в которой модели выходили на подиум – сапоги и босоножки на огромной, 20-сантиметровой платформе (в похожих Наоми Кемпбэлл феерично упала на показе Vivienne Westwood 1993 года). Остается загадкой, как бедным девушкам удалось удержать равновесие в этой монструозной обуви, но гораздо любопытнее узнать, что вдохновило Марка Джейкобса на создание такого аксессуара.
Первой на ум, конечно, приходит ассоциация со сценическими образами исполнителей глэм-рока 1970-х, но на самом деле история ведет нас куда глубже. В XVII веке в Венеции куртизанки носили особую обувь – чопины, туфли на платформе, высота которой могла достигать 50 сантиметров. Вообще-то, изначально чопины были частью гардероба аристократок, но со временем они стали так прочно ассоциироваться с девушками легкого поведения, что благородным дамам пришлось отказаться от этого одиозного аксессуара. Важно, что приобретением столь нелестного статуса чопины были обязаны поборникам морали: как любые новомодные штучки, обувь на высокой платформе вызвала возмущение среди ученых (и религиозных) мужей, которые видели в чопинах олицетворение аморальности женщины, которая их носит. Главным аргументом служила мысль о том, что приличная женщина обязана быть скромной и не привлекать к себе излишнее внимание (куртизанок подобные догмы мало волновали, поэтому они и не переставали носить чопины даже под гнетом общественного мнения). Кстати, реабилитировал обувь на высокой платформе Сальваторе Феррагамо, выпустив в 1937 году свои знаменитые босоножки с радужной подошвой. Правда, массовую популярность такая обувь приобрела гораздо позже – все в тех же 1970-х.