Что не так с Гошей Рубчинским и почему весь мир от него без ума?
Вчера в здании кенигсбергской биржи в Калининграде прошел показ Гоши Рубчинского – человека, которого принято считать главным столпом современной русской моды и рупором постсоветской эстетики за пределами бывшего СССР. Коллекцию Гоша делал совместно с adidas Football, и приурочена к чемпионату мира по футболу 2018, финал которого пройдет в России уже в июне. Что мы увидели? Комплекты, вдохновленные милицейской формой образца 1990-х (любимой эпохи для цитирования Рубчинского) – две штуки. Довольно топорно исполненный оммаж супрематизму Малевича (видимо, вдохновленный массовым прошлогодним увлечением русскими авангардистами) – три штуки. Разнообразные, но не слишком замысловатые вариации на тему спортивной униформы, треников и фирменных трех полосок adidas – бесчисленное множество.
Несмотря на то, что помешательство на всем постсоветском, охватившее fashion-индустрию с подачи все того же Гоши Рубчинского и Демны Гвасалии, начинает постепенно сходить на нет, остатки его остаются тлеть на пепелище моды, которую мы потеряли. Феномен Рубчинского, мальчика, который возник буквально из ниоткуда, легко поддается объяснению. В своих первых коллекциях он был предельно честен – прежде всего, с самим собой. Он транслировал то, что видел в родных спальных районах каждый день, разговаривал на одном языке со своими сверстниками, для которых, собственно, и делал одежду, и эта искренность подкупала. Но прошли годы – Рубчинский становится старше, а его целевая аудитория, напротив, молодеет. И тут совершенно понятно, что ждут от него тех же треников, заправленных в носки, и футболок с фирменным логотипом, поэтому предлагать покупателям что-то принципиально новое нет надобности. Сиди и штампуй по лекалам 9-летней давности.
И все бы ничего, если бы за этим стояла настоящая дизайнерская работа, но по факту из сезона в сезон мы видим одну и ту же историю, пересказанную другими словами. В прошлом сезоне, выступая в рамках Pitti Uomo, Рубчинский показал серию очень неплохо исполненных костюмов – правильный oversize, вдумчивая работа с кроем (кстати, в этот раз он опять решил зайти на сарториальную территорию). Но как только немногочисленные костюмы закончились, начались старые песни о главном – в частности, худи и футболки с логотипами традиционных итальянских брендов уличной одежды Fila и Kappa. Тогда Рубчинский выступил в коллаборации с ними, а в этом сезоне решил провернуть подобный фокус с adidas. Одно дело, если бы за этим стоял дизайн, который предполагает работу с источниками и творческое переосмысление, а не примитивное использование фирменной символики другого бренда. Но этого нет – как никогда не было в коллекциях дизайнера.
Гоше Рубчинскому стоит сказать спасибо: в частности, именно благодаря ему Россия стала восприниматься в сознании мирового fashion-сообщества как более-менее самодостаточная единица. Он выступил как отличный пиарщик: сегодня мы говорим «русская мода» – подразумеваем «Гоша Рубчинский». Выбранная им стратегия приватизации постсоветской культуры, которая у всех лежала под носом, стала золотым билетом в мир большой моды не только для него лично. Но справедливо ли назвать дизайном то, что, по сути, является просто одеждой с родительских антресолей, на которую пришили нужный лейбл?
Текст: Ирина Дубина