Моя вселенная
Какие первые ассоциации возникают у вас при упоминании названия бренда? Когда я слышу его, то мысли моментально переносят меня на улицу Гинза в Токио, где, в самом сердце города, находится флагманский бутик марки.
Во время первого его посещения, меня не оставляло ощущение, что я попала в какой-то необыкновенный мир. В котором, помимо любимых баночек с кремом и космического СПА-пространства, есть ресторан Faro, кафе Parlor, галерея искусств, магазин со сладостями и даже одноименным вином. Да-да, вы не ослышались: в Японии Shiseido — это не только косметический бренд, а целая вселенная. Зарождение которой началось 150 лет назад с открытия небольшой аптеки на все той же самой улице Гинза.
Аринобу Фукухара, сын врача, практикующего восточное траволечение, попытался объединить подход Запада и Востока в фармацевтике. И именно он открыл в 1872 одноименную аптеку, где впервые предложил жителям Японии альтернативу традиционным методикам. Сначала ее ассортимент был не слишком широк, но зато на 100% оригинален: продукт для восстановления волос, таблетки для пищеварения, освежающее средство для полости рта и... препарат под названием «бери-бери», который на сегодняшний день считается первым витаминным, созданным в Стране Восходящего Солнца. За ними последовала очень дорогая зубная паста в круглой коробочке, которая, не смотря на цену, стала весьма популярной в Японии.
А теперь переходим к самому главному: как вы думаете, какой продукт положил начало косметической эры в истории бренда? Напомню, случилось это в то время, когда все средства выглядели, как лекарства, да и, в целом, подход к уходу за кожей был скорее практичным, чем эстетичным. И вдруг...на прилавке появляется красивый рубиновый флакон, с бантом и цветами на этикетке. А внутри его впечатляющее содержимое — смягчающий лосьон Eudermine. Но один из самых показательных моментов, на мой взгляд, заключается в том, что этот продукт, выпущенный в 1897 году, до сих пор остаётся в ассортименте бренда (пусть и с немного доработанной формулой). Представляете, насколько революционным на тот момент оказалось это средство, если оно пользуется популярностью и по сей день?!
Ещё одной маленькой победой Аринобу Фукухара стало появление белой пудры — пожалуй, одного из самых востребованных на тот момент продуктов макияжа — без свинца в составе. И произошло это, не много не мало, за 28 лет до того момента, пока власти Японии запретили использование данного компонента на законодательном уровне. Вот такая вот впечатляющая история с явным опережением времени.
Считается, что на детях гениев природа отдыхает, но с семьей Фукухара это правило явно не сработало. Потому как один из трех сыновей Аринобу не только продолжил дело, начатое отцом, но и привнес в него много нового. Так, страсть к искусству Шинзо Фукухара, который, к слову сказать, мечтал стать художником, а в результате возглавил компанию, как первый ее президент, привела к тому, что с точки зрения дизайна бренду трудно было найти равных.
Кстати, что меня еще поразило во время первого визита в Японию, так это двухэтажный бетонный музей марки — «Артхаус», который находится в городе Какегава, в непосредственной близости от Токио. Коллекция импрессионистов, собранных там, поражает воображение. И, если я не ошибаюсь, именно там находится бОльшая часть работ моего любимого художника Амедео Модильяни.
Но вернемся к прекрасной семье Фукухара: Шинзо привнёс в семейное дело не только красоту. Именно он открыл косметический отдел рядом с аптекой отца. А первым продуктом, выпущенным под его началом, стал тоник для волос, получивший сразу 4 особых патента. Историки также считают, что благодаря ему в Японии впервые была произведена парфюмерия: 21 аромат, часть которых была названа в честь цветов, вошедших в композицию. Первый крем для увлажнения и смягчения кожи Cold Crème также был разработан исследовательской группой лаборатории Shiseido под началом Шинзо.
Скажу честно, говорить о его проницательности и способности предвосхищать события, я могу бесконечно. Только представьте себе, что первое солнцезащитное средство, Uviolin, было выпущено брендом еще в 1923 году, задолго до того, как о необходимости оберегать кожу от ультрафиолета в принципе стали задумываться. И именно с того момента в лаборатории бренда стали скрупулезно работать над совершенствованием данных технологий. И да, Shiseido снова оказался первым в Японии брендом, выпустившим в 1980 году средство с номером SPF на упаковке.
Принявший эстафету руководства компании, Нобору Матсумото, прославился тем, что основал сеть магазинов с регламентированной ценой. Именно его бизнес-модель в последствии позаимствовали другие крупнейшие игроки на японском рынке.
Первый журнал, первые уроки макияжа, первый провозглашенный день косметики, неожиданные рекламные акции... Наверное, уже лишним будет повторять, кому японцы были обязаны всеми этими нововведениями. Если вам кажется, что клубная система — это присущая нашему времени привилегия, то и здесь я удивлю вас: в 1937 году Shiseido основали «Клуб Камелий» (просто оцените название!), в которое вошли женщины, активно приобретающие товары бренда. На их регулярных заседаниях не только представлялись новые программы по уходу за кожей, но и проходили музыкальные концерты, устраивались тематические лекции.
Как видите, об истории марки можно рассказывать бесконечно: ведь каждый этап ее развития — маленький прорыв в индустрии красоты целой страны. И, разумеется, это заслуга не одного и не двух человек. Бренд всегда славился своими исследовательскими лабораториями. Первый центр был открыт в 1939 году и насчитывал 24 сотрудника, а в штате того, которым по праву гордятся сейчас, уже более 1000 высококлассных специалистов.
Еще одним ярким, на мой взгляд, событием в жизни бренда я считаю момент его выхода в 1980 году на французский рынок. Ведь именно тогда в качестве креативного директора был привлечён к работе великий и прекрасный Серж Лютан. У него было четкое представление о том, как выделить именно эту марку из большого количества существующих. Рекламные образы, придуманные им, были настолько незаурядными, что за каких-нибудь пять лет избалованная парижская публика с энтузиазмом погрузилась в волшебный мир японской красоты. Значимый этап наступил и в 1988 году: он связан с появлением антивозрастной линейки Bio-Performance, в формулах средств которой были задействованы инновационные и передовые технологии. Тот факт, что редакторы самых модных глянцевых журналов Франции единогласно провозгласили крем Super Revitalizer, входящий в нее, — «Лучшим косметическим средством» — настоящая фантастика. Очевидный для тех, кто, как и я, в курсе, насколько они гордятся брендами made in France. И весьма скептически относятся ко всем остальным.
Впрочем, успех был повторён и с появлением линии The Skincare. В 2000 году именно она получила самый авторитетный приз в области красоты французской премии «Prix D’Excellence» в категории «Лучший продукт по уходу за кожей».
Кстати, этот год оказался весьма плодотворным для бренда. Всемирно известный визажист, Дик Пейдж, разработал и перезапустил линию макияжа The Makeup. Запрятанные в коробочки-шкатулки тени, румяна, тональные средства были встречены аплодисментами. Но, как говорится, совершенству нет предела. Поэтому в 2018 году она еще раз была полностью обновлена.
Еще один момент, на который я хотела бы обратить внимание перед тем, как завершить наше совместное погружение в волшебный мир — это аромакология. Я до сих пор помню, в какой приятный шок ввел меня и моих коллег, запуск крема для тела Body Creator, даже аромат которого способствовал похудению! В принципе, учитывая тот факт, что исследования в этой области (связь между ароматом и воздействием на кожу) велись с 1984 года, его появление было весьма объяснимо. Но все же придумать это раньше никто не сообразил. Как видите, рассказывать об отличительных особенностях марки я могу бесконечно. Уж очень восхищает и вдохновляет меня ее история.