Косметика в СССР: 5 бьюти-средств советской женщины
Макияж существует столько же, сколько и само человечество. Египетские фараоны и императрицы густо подводили глаза, жительницы Древней Греции красили брови и отбеливали кожу, а в Древнем Риме даже были специальные «визажисты». Назывались они косметами и находились в положении рабов: они покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, а прыщи и бородавки прятали под мушками. С течением времени технологии производства косметики совершенствовались, однако действительно значимый прорыв произошел относительно недавно.
На Западе качественные бьюти-продукты появились значительно раньше, чем в СССР. Некоторым советским женщинам удавалось раздобыть компактную пудру Lancome, помаду Dior или культовый аромат Yves Saint Laurent — Opium. Те, кому везло меньше, использовали косметику, произведенную в Стране Советов. Некоторые средства просто были некомфортны в использовании, а некоторые — даже опасны. Советская косметика всегда позиционировалась, как натуральная, хотя в составе многих средств была ртуть и нефтепродукты, а обещанные на этикетке витамины и ухаживающие компоненты составляли лишь несколько процентов состава. Далеко не вся косметика была опасной. Чаще проблема была в качестве, однако в условиях дефицита советские женщины научились мастерски пользоваться и ей. Рассказываем о пяти самых популярных бьюти-продуктах из СССР, которые были в косметичке у каждой.
Тушь «Ленинградская» для бровей и ресниц
«Ленинградская» тушь, которую производила фирма «Невская косметика» стала одним из самых первых и популярных бьюти-продуктов в СССР. Ее производство началось в 1947 году и вскоре она заняла почетное место в косметичке каждой советской женщины. Средство продавалось в виде твердого бруска, который перед использованием необходимо было смочить, и с кисточкой, напоминающей зубную щетку.
Основным ингредиентом «Ленинградской» туши было мыло, и это, пожалуй, было ее главным недостатком. Когда «мыльная» косметика засыхала на ресницах, она практически сразу начинала осыпаться, от нее щипало глаза, а если за окном был дождь (или просто высокая влажность) — тушь безжалостно растекалась по всему лицу. Именно по этой причине в «Служебном романе» каждое утро начиналось одинаково: накраситься дома и сохранить макияж в целости по пути на работу было практически невозможно, именно поэтому коллегам товарища Новосельцева приходилось наносить косметику на месте. Зато, в отличие от многих других советских бьюти-средств, эта тушь отличалась безвредным составом: помимо мыла в него входили сажа, пчелиный воск, вазелин и стеарин (натуральная жирная кислота).
Тональный крем «Балет
В 1981 году густой и плотный «Балет» стал первым тональным кремом советского производства. Выпускался он только в одном оттенке, поэтому подходил далеко не всем. По консистенции он сильно отличался от тех невесомых кремов, к которым мы привыкли сейчас, и больше напоминал густую замазку. Нанести «Балет» тонким незаметным слоем было попросту невозможно: кистей и спонжей для макияжа в свободной продаже тогда не было, хотя если бы они и были, помочь они бы не смогли. Все дело в составе крема: помимо витамина Е и еще нескольких ухаживающих ингредиентов, в его состав входил пчелиный воск, который забивал поры и создавал на поверхности кожи пленку. В результате — все те высыпания, которые маскировались «Балетом», в большинстве своем им же и были вызваны. Кстати, этот тональный крем выпускается до сих пор — на новом производстве, но по оригинальному рецепту — и у него по-прежнему есть свои почитатели.
Лак для волос «Прелесть»
Все безумные начесы и кудри, старательно закрученные на ночь на металлические бигуди, нуждались в надежной фиксации, и лак «Прелесть» отлично справлялся с этой задачей. Даже чересчур. После нанесения средства волосы буквально склеивались намертво. Такая укладка могла продержаться даже несколько дней, вот только смыть этот состав с волос было довольно трудно. Кроме того, аромат «Прелести» не был столь же прелестным, как его название, и скорее напоминал запах каких-то токсичных химикатов, нежели косметического средства.
Помада «Свобода»
Некоторым женщинам в СССР удавалось достать импортные помады: в лучшем случае — Dior, в худшем — польскую реплику итальянской Pupa. Такая возможность была далеко не у всех, зато широкой общественности всегда были доступны советские помады «Свобода». Выбор цветов был сильно ограничен, чаще всего помада выпускалась в разных оттенках красного: от морковного до вишневого. Как и от «Прелести», от помады «Свобода» было очень тяжело избавиться. Виной тому был ингредиент кармин — вещество, которое получали из кислоты, выделяемой насекомыми после обработки их аммиаком. Звучит страшно, на деле — безопасно. Из побочных эффектов только невозможность полностью смыть пигмент и повышеная сухость губ. Несмотря на ее «въедливость» стойкого контура со «Свободой» было добиться тяжело. Помада быстро начинала растекаться и макияж было необходимо постоянно поправлять. У всех советских помад был матовый финиш: чтобы добиться глянцевого эффекта, поверх помады наносили вазелин. Это придавало губам блеск, однако отрицательно влияло на стойкость помады.
Тени для век «Елена»
Вы наверняка помните подругу режиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Сейчас ее подруга Галочка скорее бы умерла при виде ее макияжа, а не от новости о поездке в Гагры. Такими же голубыми тенями красилась и Людмила Прокофьевна после своего преображения. Московская фабрика «Рассвет» выпускала наборы теней «Елена», состоящие всего из двух оттенков — преимущественно синих, голубых, зеленых или фиолетовых. Стойкостью такие тени не отличались, но если использовать вазелин в качестве подложки, вполне можно было получить яркий заметный макияж. Спустя какое-то время на косметическом рынке появились тени более спокойных оттенков (например, коричневые и бежевые), однако на протяжении долгого времени в продаже были только самые «кричащие» цвета.