Франсис Кюркджян: «Аромат должен передавать эмоцию, все остальное не имеет значения»

Москву посетил один из самых известных парфюмеров мира: в столице Франсис Кюркджян представил новый парный аромат Pluriel. The Symbol встретился со знаменитым французом и выяснил, за что он так любит «Красную Москву» и по какому принципу рекомендует выбирать «свой» запах.
Франсис Кюркджян: «Аромат должен передавать эмоцию, все остальное не имеет значения»

Франсис, у вас репутация абсолютного перфекциониста. Вам это помогает в работе или же, напротив, мешает?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точно не мешает! Я уверен: во всем, что касается творчества, нужно постоянно стремиться к совершенству. А вот в личной жизни перфекционизм действительно иногда неуместен, и я уже много лет стараюсь убедить себя в том, что идеала в чем бы то ни было в принципе не существует. Пока, правда, не очень получается.

Каково это, будучи парфюмером, жить в мире, полном запахов?

О, вы не вовремя задали этот вопрос – у меня сейчас заложен нос, так что я вообще ничего не чувствую (смеется). Но на самом деле очень важно понимать, что суть нашей работы заключается в том, чтобы именно создавать ароматы, а не заниматься постоянным «вынюхиванием».

За каждым вашим ароматом стоит история. Каким образом вы ее придумываете?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я вам скажу даже больше: каждый свой аромат я называю именно «историей» – а не парфюмом, духами или туалетной водой. За любой моей работой кроется целый мир, который лично мне очень понятен и дорог.

Достаточно ли человеку иметь один любимый аромат, который он носит годами, или же нужен настоящий парфюмерный «гардероб» с множеством композиций?

Однозначно второе. И не только потому, что всегда пахнуть одинаково просто-напросто скучно. Понимаете, необходимо подстраиваться под время, в котором мы живем. А сейчас сам ритм жизни просто обязывает нас всегда быть разными. Смешно, но две недели назад, во время подготовки к одной конференции, я вдруг понял, что Maison Francis Kurkdjian – первый Дом, основанный в ХХI веке именно настоящим, «практикующим» парфюмером. И я, наверное, как никто другой понимаю, что сейчас аромат не может просто «приятно пахнуть» – он обязан быть чем-то большим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А чем именно?

Здесь сложнее. В наши дни очень многие, казалось бы, устоявшиеся понятия и категории значительно видоизменяются, трансформируются – в том числе это касается и роскоши. Уже никого не удивишь ни дорогими вещами, ни кругосветными путешествиями. По-настоящему сейчас ценны только эмоции: их и должны передавать действительно хорошие ароматы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вас называют одним из главных парфюмеров современности. На вас не давит такое повышенное внимание? Другими словами, не чувствуете ли вы на себе излишнюю ответственность?

Свой первый успешный аромат – Le Male для Jean Paul Gaultier – я создал, когда мне было чуть-чуть за 20. Я привык нести груз ответственности и, что даже важнее, научился правильно относиться к собственным ошибкам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, что у вас их не было.

Было, да еще сколько! Просто важно понимать, что ошибки – это что-то вроде зубной боли: они быстро забываются, какими бы мучительными и ужасными ни казались в тот или иной момент жизни. Без ошибок точно нет прогресса.

В одном из своих интервью вы сказали, что нишевой парфюмерии сейчас не существует и существовать не может. Почему вы так считаете?

Во Флоренции ежегодно проходит выставка так называемых «нишевых» ароматов: в среднем там представлено – подумайте только – порядка 250 марок! Опять-таки, дорогими ингредиентами сейчас никого не удивишь: по большому счету, совсем неважно, сколько стоят розы или ирисы, вошедшие в аромат. В этом просто нет той эксклюзивности, которая существовала, скажем, 50 лет назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получается, что и сама цена аромата не имеет значения?

Однозначно. Важны только те эмоции, которые вложил в него парфюмер и о которых я вам уже говорил. Например, я считаю, что относительно недорогой аромат «Красная Москва» – это национальное достояние вашей страны. И мне безразлично, с помощью каких ингредиентов автор добился такого звучания. Ведь когда вы смотрите, скажем, на картину Пикассо, вы не задумываетесь о стоимости красок или кистей. Ровно такая же история происходит и здесь.

А можно ли в таком случае говорить о парфюмерных трендах?

Думаю, да. Просто они более растянуты во времени: речи о сезонности здесь, конечно же, не идет.

Вы по-разному подходите к созданию ароматов для Maison Francis Kurkdjian и для других Домов?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да. В первом случае я хореограф, а во втором – танцовщик. Создавая аромат для своего Дома, я чувствую себя абсолютно свободным во всем: и флакон, и название, и сама композиция полностью отражают мою концепцию. В работе с другими брендами это, конечно же, невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вам знакомо состояние творческого кризиса?

Я прошел через это в самом начале карьеры: после Le Male я ничего не создавал целых четыре года. Сейчас работа дается мне намного легче, я приобрел ценный опыт методом проб и ошибок... Но тому ведь предшествовал гигантский труд! Поэтому в последнее время, когда меня спрашивают, сколько времени я шел к созданию того или иного аромата, я отвечаю: «Двадцать лет». Каждая моя композиция, сколько бы я по факту на нее ни затратил, является результатом долгой предварительной работы и средоточием всех приобретенных мною знаний и навыков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То есть можно сказать, что каждый ваш аромат лучше предыдущего?

Каждая композиция кажется мне идеальной совсем недолго. Я практически сразу же начинаю искать в ней недостатки – и принимаюсь их исправлять уже в новой своей работе.

Получается, к своим старым ароматам вы не возвращаетесь?

Не вижу в этом никакого смысла. Я не из тех, кто перечитывает свои интервью и заливается слезами от сознания собственной гениальности.

А как вы думаете, есть ли у профессии парфюмера какой-то возрастной порог?

Сложный вопрос...Тут, наверное, дело не столько в возрасте, сколько во вдохновении: посмотрите на Альберто Морильяса – ему за шестьдесят, а он даст фору любому молодому парфюмеру! А вообще, конечно же, у любого творца свой срок. Рембо, например, перестал писать в 18 лет – просто потому, что ему нечего было больше сказать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы считаете, как выбрать «свой» аромат?

На этот счет никаких инструкций нет и быть не может. Выбирать нужно исключительно сердцем. Знаете, иногда видишь женщину, одетую согласно всем последним тенденциям, и думаешь: «Боже мой, как ей это не идет!» Аромат должен соответствовать вашему характеру, настроению, внутреннему миру. Тогда и звучать на вас он будет совершенно по-особому.