Фитнес-клуб VS моностудия: кто победит в борьбе за клиентов?
Российскую фитнес-индустрию настигли перемены. Маленькие студии, специализирующиеся на одном или нескольких смежных направлениях, множатся со скоростью света, а ветераны рынка – клубы с именем и историей – ищут способы лучше соответствовать запросам клиента. О преимуществах каждого из форматов, особенностях подхода и работы тренеров, а также о том, что ждет нас в ближайшем будущем, TheSymbol.ru поговорил с экспертами, как будто бы находящимися по разные стороны баррикад, но на самом деле мыслящими в одном направлении.
Новые реалии
«За последние годы фитнес стал очень доступным, – говорит Руслан Панов, эксперт-методист и координатор направления групповых программ сети X-Fit. – Когда-то тренировалась только элита – теперь это могут позволить себе все. Серьезную роль тут сыграла и пропаганда здорового образа жизни на государственном уровне». При этом клиенты, совершенно очевидно, сейчас образованнее и искушеннее, чем еще лет пять назад. «Им сегодня хочется попотеть в зале, завтра — научиться танцевать, а послезавтра — заняться йогой, так что длительное дорогое членство перестало быть актуальным, – объясняет Анна Григорьева, открывшая 7 лет назад первую в Москве студию динамического пилатеса Studio2. – Безусловно, хороший клуб может предложить все эти опции, но, к сожалению, я не знаю тренеров, которые бы были крутыми специалистами даже в 5 разных видах».
«На самом деле полномасштабный клуб предъявляет более высокие требования к инструкторам, – парирует Евгения Костина, директор по стратегии и маркетингу сети World Class. – Они обязаны обладать экспертизой в определенном количестве направлений, а также знаниями в области физиологии, биомеханики, анатомии». Кроме того, высокий уровень поддерживается переаттестацией: специалисты World Class ежегодно сдают не только практический, но и серьезный теоретический экзамен. Вторит ей и Панов: «Персонал клубов обучается по заданным, изначально высоким стандартам, которые приводят к гарантированному результату. В студиях же какой-то тренер может оказаться лучше, какой-то хуже».
Анна Григорьева приводит контраргументы: «Зачастую квалификация инструкторов в моностудиях намного выше внутри того направления, которое они преподают, – это как врач узкой специализации». Однако именно в узости этой самой специализации и кроется подвох, объясняет Костина. «Фитнес-клуб дает поддержку на 360 градусов – от спортивного тестирования и разработки программы до коллаборации тренеров разных подразделений в зависимости от целей клиента». Той же стратегии придерживаются и в X-Fit: «Для гармоничного развития тела необходим комплексный подход», – уверяет Панов.
Но не стоит списывать со счетов психологическую составляющую, напоминает Григорьева: в камерном формате вы можете заниматься у «своего» тренера, без преувеличения, годами, что обычно высоко ценится клиентами. «Кроме того, студия – своеобразный "кружок по интересам": здесь всегда есть с кем и о чем поговорить». Однако Панов считает это минусом: «Люди часто открывают студию "для души" – в качестве хобби. Тогда как фитнес-клуб – чистый бизнес, который невозможен без продуманной системы управления и стандартизированных технологий работы, позволяющих гарантировать человеку результат».
Два в одном
Впрочем, придерживаться любой из полярных точек зрения сейчас – значит проиграть в долгосрочной перспективе. И одной из первых это поняла сеть World Class, виртуозно совместившая под своим крылом оба сегмента. «Проанализировав рынок, мы увидели в студийном формате огромный потенциал и не откладывая в долгий ящик открыли под эгидой World Class три студии», – рассказывает Костина. При этом клиенты, по ее словам, не спешат отказываться от годового членства. «Это вопрос баланса. Например, в Cycle Studio идут те, кому не хватает в клубном расписании продвинутых классов, а фанаты йоги находят для себя привлекательные опции в студии Mind Body. Пока расстановка сил такова: 85% ограничиваются фитнес-клубом, 15% совмещают».
Клиентская база, по признанию Костиной, несмотря на увеличение количества сильных игроков, также продолжает расширяться: «За последние 5-7 лет мы выросли с 1,8 до 2,1% вовлеченности населения в фитнес – это те люди, которые стабильно занимаются в течение года. Достаточно хорошие цифры, с одной стороны. С другой, потенциал рынка значительно выше: для сравнения, вовлеченность в фитнес в Нидерландах составляет 17%».
Как у них
Вопрос перераспределения ролей в индустрии Нидерландам тоже не чужд. «Пять лет назад, когда я открывала моностудию пилатеса, аналогичных мест в городе было 5, сейчас – больше 25, – делится Татьяна Плотникова, создатель популярнейшей студии Амстердама Bodyvita. – Камерный формат дает гарантию вдумчивого и индивидуального подхода – и люди голосуют за него рублем. К тому же в мини-группе гораздо проще преодолеть комплексы, начать заниматься спортом в принципе». Способствует процветанию маленьких студий и рост популярности единых фитнес-абонементов вроде OneFit и FitMost, позволяющих совмещать занятия в разных заведениях. «Безусловно, крупным игрокам предстоит оптимизировать свои услуги, – говорит Аня Вейда, генеральный менеджер популярного голландского клуба Shape all in centre. – Людям нужно больше опций, но при этом позволить себе приобрести 3 абонемента в 3 разных места они не могут. Чтобы не допустить тотального перехода клиентов в моностудии, мы расширяем меню услуг и неустанно работаем над их качеством. То есть даем широкий выбор направлений, предлагая при этом "студийный" подход к тренировкам».
Так что похоже, и студиям, и клубам в ближайшем будущем найдется место на рынке. Однако и тем и другим предстоит пройти серьезный путь оптимизации и самосовершенствования – что, впрочем, нам, клиентам, только на руку.