Что нужно знать о фестивале CONTEXT: рассказывают Диана Вишнева и Софья Капкова
Эта история начиналась как сага о супергероях – невероятно и стремительно. Wonder woman современного балета Диане Вишнёвой стало тесно в роли примы Мариинки с ее классическим репертуаром, и она пустилась в творческий поиск. Познакомилась с легендарным хореографом Пиной Бауш, попала на ее фестиваль в Вуппертале, а потом загорелась идеей сделать нечто подобное. Уже не одна, а в компании мощной «лиги справедливости»: продюсера Алексея Бокова, хореографа и руководителя Голландского фестиваля танца Самуэля Вюрстена, основательницы Центра документального кино Софьи Капковой и педагога-репетитора, заслуженной артистки России Анастасии Яценко. Поначалу «CONTEXT. Diana Vishneva» проходил только три дня и только в Москве и был воспринят настороженно, как и все новое в мире танца – тем более когда фестиваль современной хореографии организует балерина классической школы. Но на то они и супергерои, чтобы превосходить ожидания: довольно скоро творческая лаборатория превратилась в большой международный смотр талантов. В «CONTEXT» поместили и топовые танцевальные труппы, и всемирно известных хореографов, и новых, загорающихся прямо на наших глазах звезд.
ДИАНА ВИШНЁВА
Основатель и арт-директор фестиваля
«Контекст» – то слово, которое мы в разговорах о фестивале употребляли чаще всего. В результате оно оказалось идеальным названием, ведь мы хотели создать не статичную структуру, а развивающийся живой организм.
Встречаясь с молодыми российскими хореографами, я слышала от них одни и те же жалобы: «Мы никому не нужны, нам никогда не удастся пробиться». Их можно понять: репертуарные академические театры сегодня не так нацелены на взращивание талантов, им нужен уже готовый постановщик. Но где молодому хореографу набираться опыта, как внутренне подготовиться к большой сцене? Так родилась одна из главных миссий фестиваля – дать молодым постановщикам шанс заявить о себе. И эта миссия выполнима: к примеру, Владимир Варнава теперь ставит в Мариинке, у Лилии Бурдинской собственная компания в Петербурге, Константин Кейхель работает с артистами балета Якобсона. А ведь когда-то про них знали немногие.
Топовые зарубежные постановщики говорили мне, что из-за плотного графика ни за что не найдут для нас времени. Но у меня были свои аргументы: когда я рассказывала им о том, что не просто хочу исполнить их хореографию, но и планирую вместе с ними создавать новый язык, они тут же расчищали расписание. Так, в этом году мы покажем работы невероятно востребованных хореографов: Уэйна МакГрегора, Джастина Пэка, Гойо Монтеро, Марко Гекке и Алексея Ратманского. Еще к нам приедет феноменальная итальянская балерина Алессандра Ферри, которая семь лет назад завершила карьеру, а теперь вернулась на сцену.
Сейчас мы ведем переговоры с крупнейшими танцевальными компаниями: «Нью-Йорк Сити балет», Американским театром балета и Театром Пины Бауш. Планируем привезти их в следующие годы. Раньше мы работали только с камерными коллективами, но теперь, когда фестиваль вышел на большие сцены Мариинки и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, можем позволить себе совсем другой масштаб. Звучит неплохо, согласитесь.
АЛЕКСЕЙ БОКОВ
Продюсер фестиваля в 2013–2014 годах
Фестиваль нужно открывать именно в России – вот что мы с Дианой поняли уже в самые первые дни работы. Чтобы создать мощный культурный локомотив, к которому в дальнейшем будет цепляться множество разных вагонов.
В нашей стране современный язык вытравливается каленым железом. Вы видели, как запретили «Нуреева» Серебренникова и какой скандал разворачивался вокруг «Матильды» Учителя? С фестивалем «CONTEXT» тоже поначалу была непростая ситуация. На тот момент зрители воспринимали Диану исключительно как классическую балерину. Мы прорывались через большое непонимание. Но то, что происходит сегодня, когда на «CONTEXT» не достать билет, показывает: мы оказались правы. Будущее – за новыми формами.Мы делаем фестиваль живой культуры. Работая с молодыми хореографами, всегда поощряем создание чего-то нестандартного, призываем выходить за рамки. Да и сами все время выходим. Помню, как в одном из многочасовых обсуждений с Дианой я уже не находил слов, чтобы донести свою мысль, и вдруг выпрыгнул на середину комнаты и изобразил какое-то движение. Она долго не могла поверить, что я на такое способен, и после этого случая заговорила со мной иначе. (Смеется.)
СОФЬЯ КАПКОВА
Генеральный директор и куратор кинопрограммы
Я долго отказывалась от должности директора фестиваля, потому что, по сути, не имею никакого отношения к танцу – я не танцовщица, не хореограф и не балетный критик. Но Диане удалось меня уговорить. Я трудоголик, и у меня есть такая черта: попросили один столик убрать, а я уже незаметно навожу порядок во всем ресторане. Так получилось и с «CONTEXT». Если в первый год я курировала только кинопрограмму, то со второго являюсь генеральным директором фестиваля. Сначала я купила огромную книгу по истории танца, чтобы хоть как-то вникнуть в тему, а сегодня уже путешествую по всему миру, отсматривая ведущие труппы.
Я профессиональный зритель. Если Диана и Самуэль сосредоточены на том, чтобы сделать интересную программу, то я представляю интересы нашей аудитории. Мы продаем интеллектуальное времяпрепровождение, и наша задача – воспитывать, не нагружая. Мы не можем просто пригласить зрителя, посадить его и сказать: «Будет тяжело, но ты терпи». Вместе мы добились того, что в прошлом году на фестиваль пришли 10 тысяч зрителей. Никогда не забуду, как я, будучи беременной и уже с довольно большим животом, бегала за худруком израильской труппы «Бат- Шева» Охадом Нахарином после премьеры его работы «Last Work» в Бруклинской музыкальной академии в Нью-Йорке. Еще во время спектакля я поняла, что его точно нужно везти в Россию. И вот я носилась по театру и просила вызвать Охада. Все косились на мой живот и спрашивали: «У вас какой-то личный вопрос?» А я в ответ: «Личный! Очень срочный!» Уже в следующем году «Бат-Шева» приедет в Россию со своей новой работой.
Залог успеха – коллаборация. Чем больше людей объединяются ради успеха одного дела, тем лучше результат. Например, благодаря поддержке Сбербанка на юбилейный фестиваль мы смогли пригласить знаменитого испанского хореографа Гойо Монтеро, который поставил номер специально для нас. Теперь мы надеемся, это будет хорошей традицией. Очень советую выбраться на кинопрограмму фестиваля. В этом году мы сделали акцент на закулисье. Мой выбор – «Парижская опера», признанный лучшим документальным фильмом ММКФ, крайне личная история японской примы-балерины Норвежской оперы Маико Нишино «Маико: танцующее дитя», и, конечно же, «Марсело Гомес: анатомия танцовщика» о бессменном партнере Дианы, который ровно пять лет назад впервые приехал в Россию, как раз чтобы выступить с ней на фестивале «CONTEXT».
АНАСТАСИЯ ЯЦЕНКО
Куратор конкурса молодых хореографов
Я с детства обожала современную хореографию, хотя всю жизнь проработала в Большом театре, танцуя классические партии. «CONTEXT» исполнил мою мечту: теперь я отвечаю за поиск молодых имен в мире современного танца. Их действительно нужно искать. К примеру, в этом году на конкурс прислала заявку девушка, мы с Дианой посмотрели видео и сразу в один голос сказали: «Да, берем!» Оказалось, перед нами настоящий самородок. А раньше мы о ней даже не слышали.
В первый год в конкурсе участвовали только ребята из Москвы и Петербурга, а в 2017-м к нам приедут танцовщики из Новосибирска, Красноярска, Минска. Всего было 120 заявок, из которых мы выбрали пять. Самое сложное – говорить «нет». Мы стараемся всем отвечать, чтобы учились и приходили на следующий год. Многие воспринимают отказ как побуждение к действию. Одна участница из Петербурга написала нам: «Ваш конкурс меня спас. Я уже думала, мне не суждено танцевать, но теперь знаю, что могу больше».Главное, что дарит фестиваль, – не победа, а среда, в которую попадают участники. Зачастую они живут в регионах и варятся в собственном мире. А тут мы, можно сказать, привозим их на «большую землю», открываем горизонты. Все они уходят с конкурса друзьями – следят друг за другом, сплачиваются. В ноябре мы покажем номер молодых хореографов Павла Глухова и Константина Кейхеля, наших «выдвиженцев» разных лет. Это огромная редкость в балетном мире – чтобы два постановщика добровольно решили работать вместе.
САМУЭЛЬ ВЮРСТЕН
Куратор
Путешествие первооткрывателя – вот на что похожа работа над каждым фестивалем. Мы все время изобретаем новые стили, способы и языки танца, воздерживаясь при этом от радикальных суждений и оценок. Обычно танцевальные фестивали фокусируются на каком-то одном аспекте – мы же пытаемся представить весь спектр современной хореографии.
Моя задача как куратора – год от года совершенствовать собственный вкус, ведь я привожу на фестиваль только то, что люблю сам. Я не могу заранее предугадать, одобрит ли зритель мой выбор, поэтому самое большое наслаждение – сидеть в зрительном зале и предвкушать реак- цию аудитории на каждое движение на сцене.
Один из счастливейших моментов за историю фестиваля – показ спектакля «Live» нидерландского хореографа Ханса ван Манена, где танцевала Диана. Это важнейшая работа Ханса 1979 года, которая очень редко исполнялась. По остроте эмоций сравнима разве что с премьерой нынешнего юбилейного года – балетом Марко Гекке «Нижинский», поставленным для труппы Gauthier Dance из Штутгарта.
Честно говоря, мне и самому не верится, что мы за пять лет привезли такое количество зарубежных хореографов. Кто-то более известен, кто-то менее, но каждый из них – крупный художник, определяющий характер современного танца.
Фото: АНТОН ЗЕМЛЯНОЙ
Стиль: ЕКАТЕРИНА КЛИМОВА
Текст: АНАСТАСИЯ ПОНОМАРЕВА