Как это было: концерт Бернара Арно и Владимира Спивакова в Москве
Бернар Арно не только управляет LVMH, но и любит музицировать: вчера вместе с сыном и женой магнат принял участие в концерте из цикла пятого московского фестиваля «Владимир Спиваков приглашает...» Необычное трио семьи Арно и стало приятным сюрпризом для ценителей классической музыки и творческих решений маэстро Спивакова.
Для начала перенесемся в 1991 год: канадская пианистка Элен Мерсье выходит замуж за французского миллиардера Бернара Арно. Говорят, что в начале знакомства бизнесмен не произвел сильного впечатления на свою избранницу, но затем сыграл «революционный» этюд Фредерика Шопена – одно из сложнейших произведений, написанное композитором во время восстания в Польше 1830 года против русского самодержавия. Восстание, как известно, было подавлено, зато брак Мерсье-Арно спустя пару столетий стал крепнуть день ото дня.
Внутренний нигилист недоумевает: чем может удивить Моцарт, чья музыка стала самой продаваемой в 2016 году? Этот композитор популярен настолько, что одно его имя тождественно слову «классика». Но минувший вечер в Доме музыки все же смог удивить — Спиваков и Арно выбрали уникальный концерт №7 для трех фортепиано с оркестром. Три рояля на сцене априори выглядят внушительно, а выступление членов одной семьи, к тому же не музыкальной – явление редкое, сенсационное само по себе.
Старший сын Бернара Фредерик исполнил концерт №7 вместе с родителями, но главную партию сыграла Элен. Все вместе — музыканты и Моцарт — звучали легко, нежно, уверенно. Выступление Арно подтвердило, что музыка – это избавление от суеты. Публика буквально застывала и позабыла о том, что перед ней выступают богатейшие люди планеты. Бесспорно, концерт миллиардера – это хороший способ привлечь внимание, но когда вступает оркестр, все земное отходит на второй план. «Мало быть одаренным, нужно быть сверходаренным» – это известное высказывание Бернара Арно могло бы стать лаконичным девизом этого вечера.
Во втором отделении выступала Альбина Шагимуратова с произведениями Моцарта, Дж. Беллини и Дж. Россини. Со свойственным ей воодушевлением певица филигранно опевала мелизмы, четко интонировала мелодию, – одним словом, звучала блестяще и заставила зал сосредоточенно слушать музыку до конца выступления. А оно, к слову, длилось на час дольше обычного. Альбина говорит, что самое главное – «самой получить удовольствие от спектакля, работая в полную силу. Только в таком случае сможет получить удовольствие и зритель». Этой позиции придерживается и Владимир Спиваков, «связующая» энергетика которого очевидна и всегда становится лейтмотивом его концертов. Маэстро выступил и как дирижер, и как скрипач, великолепно исполнив партию из арии Аминты оперы «Король-пастух» Моцарта.
Собирая вокруг себя талантливейших и умнейших людей, Владимир Спиваков делится опытом совместного творчества вместе с нами, и так удивительно просто можно в любое время послушать запись или прийти на концерт настоящих виртуозов. Известна фраза библейского Экклезиаста: «Ничто не вечно под солнцем», — но некоторые явления позволяют хотя бы немного почувствовать эту вечность.
Во время концерта прозвучали:
Моцарт. Концерт №7 для трех фортепиано с оркестром, фа мажор, KV 242
Концертная ария Vorrei spiegarvi, KV 418
Ария Аминты из оперы «Король-пастух»
Беллини. Увертюра и каватина Нормы из оперы «Норма»
Ария Амины из оперы «Сомнамбула»
Россини. Увертюра и каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник»
Каватина Семирамиды из оперы «Семирамида».
Текст: Тамара Митницкая
Фото: Артем Поменчук