Постер и не только: за что феминистки критиковали Каннский кинофестиваль

Спойлер: за номинации и каблуки
Дэвид Бейли. Джерри Холл и Хельмут Ньютон. Канны, 1983 год
Дэвид Бейли. Джерри Холл и Хельмут Ньютон. Канны, 1983 год

В этом году Каннский фестиваль нарвался на скандал, не успев начаться. Команда смотра представила постер 2017 года с хрестоматийным снимком Клаудии Кардинале — оказалось, что актрисе уменьшили талию и лодыжки, что в соцсетях незамедлительно окрестили «диктатурой худобы». TheSymbol.ru рассказывает об этом и других случаях, когда фестиваль обвиняли в антифеминизме.

Постер 2017 года

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начнем с насущного. В этом году Каннский фестиваль пройдет в 70-й раз — юбилейный постер должен был почтить заслуги знаменитой итальянской актрисы, любимицы Федерико Феллини — Клаудии Кардинале. Снимок, использованный дизайнерами Эрве Чиджони и Жиль Фрапье, был сделан еще в 1958 году — молодая Кардинале заходится в легком танце. Сравнив исходник с получившимся постером, обитатели Сети заметили, что талия и лодыжки актрисы резко уменьшились в размерах. «Если даже Клаудия недостаточно хороша, то кто же тогда?» — возмущается общественность. Естественно, скандал не обошли вниманием и борцы за права женщин. Член французского феминистского сообщества Osez le feminisme! Клэр Серр-Комб заявила: «Тот факт, что Кардинале, и без того прекрасной на снимке, пришлось сбросить пару кило на постере, — это настоящий скандал». Актриса на это ответила, что сама является феминисткой, но ничего плохого в ретуши не видит: «Фотография была отредактирована, чтобы подчеркнуть эффект легкости и превратить меня в персонажа из снов. В этом случае не нужно переживать по поводу нереалистичности картинки». Переделывать постер Канны не станут, но урок наверняка учтут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нехватка женщин-режиссеров

Злополучный постер не первый случай ущемления прав женщин со стороны Каннского фестиваля. По крайней мере, по версии защитниц этих прав. В 2012 году фестиваль обвинили в недостаточном количестве женщин-режиссеров в списке номинантов — их не было вовсе. Обвинение прозвучало солидно — французская феминистская организация La Barbe опубликовала целый материал в национальной газете Le Monde за подписью режиссеров Вирджини Депант, Колин Серро и других. На что директор фестиваля Тьерри Фремо ответил, что в Каннах «никогда не выберут фильм, который этого не заслуживает, только потому, что его сняла женщина». И посоветовал предъявить претензии не к фестивалю, а к киноиндустрии вообще: «Это правда, что женщины занимают не слишком значительное место в кинематографе. Канны — лишь часть длинной цепи, а не источник проблем. Если где и приветствуют женщин, то здесь». К слову, уже в 2013-м в основном конкурсе и программе «Особый взгляд» было целых десять номинанток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все дело в каблуках

В 2015-м разгорелся новый «женский» скандал. На этот раз — не столь узкопрофильный и системный. Дело было так: нескольких посетительниц не пустили на фестиваль из-за того, что они вышли на пресловутую ковровую дорожку в обуви без каблуков. Не по дресс-коду. Не хотели пускать даже жену режиссера Азифа Кападиа, который в том году представлял в Каннах свою нашумевшую документалку про Эми Уайнхаус. К критике притеснения по каблучному признаку присоединились и многие звезды, в том числе Эмили Блант. «Честно говоря, все должны носить обувь на плоской подошве, а не каблуки. Произошедшее очень печально, особенно на фоне нынешней новой волны равноправия», — отметила актриса. Фремо снова пришлось извиняться перед возмущенной общественностью: «Ходит слух, что фестиваль обязывает женщин носить каблуки. Это неправда». По словам директора, скандал разгорелся из-за неудачного решения секьюрити фестиваля, а не из-за его неписаных правил. Наверняка Фремо было очень обидно — именно в 2015-м фестиваль запустил программу Women in Motion, направленную на поддержку женщин-режиссеров. В прошлом году эта награда досталась Сьюзен Сарандон и Джине Дэвис

В Европе лишь каждый пятый фильм снимают женщины-режиссеры. 44% выпускников европейских киношкол — женщины. При этом среди работников киноиндустрии женщин лишь 24 %. 86% европейского финансирования кино приходится на фильмы, снятые режиссерами-мужчинами.*

*По данным исследования European Women’s Audiovisual Network за 2016 год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ