Все смотрят турецкие сериалы. В чем секрет успеха индустрии «дизи»
В последнее время мало кто не заметил уверенного присутствия в культурной повестке продукции турецких телеканалов и стимингов. Индустрия dizi, как называют свои шоу турки, действительно находится на своем пике, продает сериалы в 150 стран мира и держит в напряжении сотни миллионов зрителей. The Symbol решил разобраться, в чем секрет этого феноменального успеха.
Сегодня Турция занимает второе место в мире после США по доходам от продажи сериалов, и добиться таких результатов удалось методом проб и ошибок. Принято считать, что первым громким успехом стал сериал «Запретная любовь» 2008 года о страсти замужней женщины к молодому любовнику. Если до этого на турецком ТВ и выходили популярные комедии, драмы и мелодрамы, то они были слишком привязаны к локальному социальному и политическому контексту, чтобы представлять индустрию на международном уровне. Другое дело — почти толстовский сюжет, который можно адаптировать к каким угодно реалиям. Постепенно сценаристы нашли удачные жанровые ниши, отточили самые волнующие зрителя темы и конфликты до совершенства, а в производство серьезно вложилось государство. Сегодня в турецком эфире можно увидеть психологические драмы, адаптации культовых западных шоу, а также особенно любимые зрителем детективы и полицейские триллеры. Отдельное место отведено историческим костюмированным драмам — это важная часть культурного экспорта.
Поняв, что сериальный жанр набирает невиданную прежде популярность и выходит с периферии, правительство предприняло ряд экономических и юридических мер: ввело налоговые льготы и инвестировало в индустрию. Однако оно же нашло способ взыскать этот долг. В стране существует орган цензуры — Высший совет радио и телевидения (RTÜK) — который строго следит за тем, чтобы на экране были заблюрены алкоголь, сигареты и кровь, а романтические сцены демонстрировались без лишнего эротизма. Иначе штраф.
Всемогущие рейтинги — также контролирующий и порой карающий фактор эфирных шоу. Сериал снимается, пока его смотрят. В случае плохих показателей его могут попытаться спасти, тут же изменив сценарий и досняв эпизод (а они, к слову, длятся до 4 часов в зависимости от рекламы), или вовсе закрыть, не закончив ни одну из сюжетных арок. В ход идут коллизии в духе «мой отец — не мой отец», измены и прочие приемы мыльных опер. Разумеется, это сказывается на качестве. Стройной и увлекательной истории, логично уложенной в десять эпизодов, не пойдут на пользу еще девяносто скучных и невнятных. Но бизнес есть бизнес.
Другой любопытный аспект телепроизводства — статус артиста. Актер в Турции больше, чем актер, и требования к нему соответствующие. Все турецкие мегазвезды — действительно лидеры мнений: кто-то участвует в политической жизни страны, кто-то занимается благотворительностью и защищает права уязвимых сообществ. Но, в отличие распространенных пиар-романов между артистами, здесь все по-настоящему.
Dizi — явление еще и стриминговое. С 2018 по 2021 годы Турция на одном только производстве оригинальных шоу для Netflix заработала более $50 млн. В стране существуют и собственные платформы — BLU.TV и puhu.tv — где цензура действует значительно мягче, а сериалы выходят в привычном для мирового зрителя мини-формате. Такие шоу не закрывают за сцены курения и секса, в них все чаще поднимаются острые общественно-политические вопросы и в художественном ключе осмысляются события прошлого. Не это ли великолепный век?