Страх, ненависть и бургеры: почему сериал «В ритме жизни» обязательно стоит посмотреть каждой женщине
На Apple TV+ вышел второй сезон сериала «В ритме жизни» — таким спорным образом адаптирован более точный оригинальный заголовок Physical. Режиссер «Тони против всех» Крэйг Гиллеспи вновь ловко смиксовал драму и сатиру, выбрав главной героиней женщину с непростой судьбой, зато с космическими амбициями. Шейла (Роуз Бирн) — домохозяйка, ненавидящая благополучную, но пресную жизнь в идиллическом пригороде Сан-Диего, презирающая своего мужа Дэнни и саму себя. В частности, за лишние килограммы и внешность.
Это главное, что цепляет в сериале, несмотря на активно разворачивающуюся во втором сезоне производственную драму. Стройная, удивительной красоты женщина ведет в голове полные зла и желчи монологи и буквально не видит своего истинного отражения в зеркале. А оно отвечает абсолютно всем конвенциональным стандартам красоты. Отдушина для нее — выкроить час-другой между семейными делами, купить гору бургеров на вынос и, заперевшись в мотеле, голышом их есть — чтобы затем вызывать приступы рвоты в туалете. А на дворе тем временем 80-е, и с экранов телевизоров женщин по всей Америке и Европе бодро призывают заниматься аэробикой Синди Кроуфорд и Джейн Фонда. Яркое трико и гетры надевает и Шейла — и наконец находит свое призвание. Хотя сюжетный фокус в Physical дан именно на создание бизнес-империи главной героини, по-настоящему жизненными и поучительными остаются ее внутренние трансформации. И вот, почему за ними полезно понаблюдать каждой из нас.
Расстройства пищевого поведения не связаны с весом
«В ритме жизни» наглядно демонстрирует, что знака «равно», вопреки распространенному мнению, между расстройствами пищевого поведения (РПП) и лишним или недостаточным весом не существует. Причина расстройств всегда носит психологический характер: спровоцировать его может детская травма или социальные факторы (к примеру, строгие бьюти-стандарты, навязываемые женщинам). Кроме того, существует и генетическая предрасположенность к РПП, но гораздо чаще страдают от них те, кто подвергался травле, рос под гиперопекой родителей, страдает от повышенной тревожности или искаженного восприятия своего тела.
В случае с Шейлой это целый набор факторов риска. В ее лице нам показывают довольно типичное проявление нервной булимии. Ее главная характеристика — чрезмерное потребление пищи, за которым следует компенсаторное поведение (или вызывание рвоты, прием слабительных препаратов, голодание, избыточные физические нагрузки).
Важно сказать, что ожирение не относится к видам пищевого расстройства. Это хроническое заболевание, при котором увеличение массы тела является патологическим за счет жировой ткани. Ожирение в 20-70% случаев является наследственным и не имеет выраженных психологических причин.
Даже «полезное» хобби может стать опасным
Завязкой сюжета в Physical становится появление героини в студии аэробики. Все бы хорошо — но она ударяется в новое хобби так же яростно, как и поедает «запретные» бургеры. Интенсивные нагрузки на тренировках лишь подпитывают ее ненависть к своему телу, делая погоню за иллюзорным идеалом (которому, напомним, она уже соответствует) изнурительным марафоном, не имеющим конца. Вместо того, чтобы обратиться к специалисту и разобраться с корнем проблемы, она буквально усугубляет ее — просто иным путем.
Мы все взрослеем и стареем — и к этому необходимо адаптироваться
Строго говоря, сочувствовать и Шейле, и ее мужу на протяжении хотя бы первого сезона сложно — но контекст и предыстория пары помогают их понять. Юность их пришлась на разгульные и протестные шестидесятые, они принадлежали к поколению борцов за свободу и справедливость, выступали против войны во Вьетнаме и образа жизни своих родителей: благополучного, буржуазного. Брак по любви не спас Шейлу и Дэнни от таунхауса в пригороде, скучной работы и предательства идеалов юности — а как с этим справиться, они не знают, и замыкаются каждый в себе. Особенно печально и карикатурно выглядят попытки Дэнни заняться политической карьерой и вновь зажечь революционный огонь в своих соратниках. Но за окном 80-е, в телевизоре — не хиппи, а инструкторы аэробики, а в Белом доме — Рейган.