Сериал на выходные: «Цыганка» с Наоми Уоттс

Гендер и психотерапия
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Парад сериалов со знаменитостями в главной роли продолжается — Netflix выпустили первый сезон «Цыганки» с Наоми Уоттс в роли психолога, который начинает «охоту» на близких своих пациентов. TheSymbol.ru посмотрел новинку и разбирается, зачем это нужно и почему сериал настоятельно рекомендован к просмотру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда

Для начала разберемся с теми, кто поработал над «Цыганкой». Режиссуру доверили целой команде проверенных кадров. В копилке небезызвестного Алика Сахарова — эпизоды «Игры престолов» и «Карточного домика». Скотт Уинант работал над «Фарго» и «Во все тяжкие». Примечательно, что в пятерке режиссеров «Цыганки» целых три женщины. Коки Гидройч приложила руку к тому самому «Шерлоку», а Виктория Махони — к «Анатомии страсти». Предводительствует режиссерской командой Сэм Тейлор-Джонсон — да, за «50 оттенков серого» американку номинировали на «Золотую малину», но в «Цыганке» ее творческие способности наконец попали в нужное русло. Что касается актерского состава, Наоми Уоттс — единственная коронованная звезда сериала. И это стратегическое решение, ведь герои всех прочих актеров — всего лишь тени, всплывающие и исчезающие в поле зрения ее Джин Холлоуэй.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем интрига

Итак, Джин Холлоуэй — практикующий психолог и с виду ничем не примечательная американка средних лет. Вроде большинства героинь «Большой маленькой лжи». В какой-то момент Джин начинает втихую завязывать отношения с близкими своих пациентов. Зачем — сперва непонятно. Героиня Уоттс кажется чем-то средним между филантропкой Амели и мадам де Мертей из романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». С одной из новых подруг она завязывает знакомство, чтобы поправить ее отношения с матерью, своей пациенткой. И при этом вовсю флиртует с бывшей девушкой другого подопечного, вводя в заблуждение и бедолагу с психологическим расстройством, и его пассию, и собственного мужа. Вот и вся интрига.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полный психологизм

Сериалы про представителей определенных профессий снимают уже давно. Всем известны и «Безумцы» про рекламщиков из 50-х, и «Хорошая жена» про юристов, и «Карточный домик» про политиков. Каждый раз профессия главных героев служит мотором сюжетных коллизий. В «Цыганке» все несколько иначе. Методам борьбы с психологическими проблемами создатели уделяют не слишком много внимания. Никаких профессиональных примочек в духе «Доктора Хауса» ждать не приходится. Но человеческая психология при этом — настоящий главный герой сериала. В первую очередь — психология самой Джин. Возможно, впервые в телеистории зрителя больше интересует не что сделал или собирается сделать герой, а зачем. Вскоре выясняется, что героиня Уоттс затевает свою странную игру, чтобы разрешить не чьи-нибудь, а свои собственные проблемы. С мужем, которого Джин подозревает в чрезмерной симпатии к секретарше. С матерью, с которой не виделась много лет. И, главное, с самой собой. «Вдруг я не та, кем кажусь?» — пожалуй главный вопрос, на который пытается ответить героиня. Становится понятно, почему создатели решили назвать сериал об американском психологе «Цыганка»: при слове gypsy в англоязычном сознании всплывает не столько Эсмеральда с ручной козой, сколько образ вечного скитальца. И скитается Джин не по Румынии, а по собственному сознанию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И снова гендер

Сегодня, кажется, ни один приличный сериал не обходится без гендерных и феминистских повесток дня. Даже мачистский на первых порах «Карточный домик» в последнем сезоне взял крен именно в эту сторону. Что уж говорить о «Большой маленькой лжи», «Рассказе служанки» или еще одной новинке от Netflix — «Блеск» — о женщинах-рестлерах. «Цыганка» — сериал нового образца. Никаких битв за равноправие и борьбы с притеснением. Создатели поступили изящнее. За редким исключением искусство последних столетий между понятиями «человек» и «мужчина» ставило сам собой разумеющийся знак равенства. Все философские проблемы человечества решались на мужских примерах — от Гамлета до Раскольникова. А «Цыганка» попросту перепоручила это дело женщинам. Возможно, впервые — без оговорок и необходимости быть отчаянной домохозяйкой. Не потому, что женщины лучше, а потому, что разницы нет. На минувшем Каннском кинофестивале Джессика Честейн заявила: «Я впервые посмотрела 20 фильмов всего за 10 дней. За редким исключением женские персонажи меня неприятно удивили. Если будет больше женщин-режиссеров, то появятся и правдоподобные героини». «Цыганка» наверняка приятно удивит Джессику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ