По мотивам реальных событий: 4 захватывающих фильма в жанре true crime
Жанр true crime часто критикуют за романтизацию насилия, но реальные истории преступлений все равно регулярно оказываются в топе стримингов и входят в списки «лучших фильмов всех времен»: вспомнить хотя бы «Зодиака» Дэвида Финчера, художественную интерпретацию истории одноименного серийного убийцы (к слову, так и не пойманного). Рассказываем о пятерке сериалов и фильмов, которые будут держать в напряжении до самого конца и точно не оставят равнодушным.
«Йоркширский потрошитель», Netflix
Четырехсерийный фильм Джесси Вайла — история не столько о преступлениях, сколько о катастрофических последствиях виктим-блейминга и гендерного неравенства. В конце 1970-х по северу Англии прокатилась серия чудовищных убийств молодых девушек. Так как чаще всего жертвы встречали своего будущего мучителя в неблагополучном барном районе и некоторые из них действительно занимались проституцией, полиция тут же сделала вывод: ни на кого другого неуловимый преступник не нападет. Это стало роковой ошибкой, из-за которой расследование затянулось на долгие годы, а число жертв и пострадавших выросло в разы.
«Потрошитель» мало рассказывает о самом преступнике, ничем не примечательном Питере Сатклиффе, но внимательно и деликатно обходится с историями девушек, с ним столкнувшихся. Фильм освещает и культурно-социальный аспект дела: как была устроена жизнь в промышленном регионе Манчестера, как затянувшееся следствие сподвигло местных женщин объединиться в протестном шествии и какой отпечаток эта трагическая история, в которой часть вины легла на саму полицию, наложила на жизнь целых городов.
«Безумен, но не болен», HBO
Ни одному, даже самому талантливому документалисту не найти однозначный ответ на вопрос о том, что заставляет человека пойти на убийство. Но именно этому поиску посвятила свою жизнь героиня нашего второго фильма — психолог Дороти Льюис. Ее исследования начались с темы диссоциативных расстройств, вызванных детскими травмами. Она даже интервьюировала и обследовала Марка Чепмена, убийцу Джона Леннона. Постепенно Льюис стала известна не только в научных кругах: к ней начали обращаться за экспертизой адвокаты.
Фильм Алекса Гибни на примере Льюис исследует важные этические вопросы, которые встают при расследовании жестоких преступлений: допустимость смертной казни, важность реабилитация преступников и, что самое важное, разницу юридического и психиатрического взгляда на вменяемость — ведь именно из-за нее зачастую выносят спорные приговоры.
«Отец наш», Netflix
Начало десятых годов, американка Джейкоба Баллард с детства мечтала найти своих кровных братьев и сестер: девушка знала, что у ее родителей были проблемы с зачатием, поэтому они обратились за помощью к репродуктологу. ДНК-тест принес неожиданный результат: родственников у Джейкобы оказалось более десятка. Это настоящая аномалия: изучив вопрос, она выяснила, что врачи не имеют права использовать донорскую сперму больше двух-трех раз.
Вместе с найденными братьями и сестрами женщина открывает шокирующую правду: ее биологический отец — тот самый репродуктолог Дональд Клайн, который проводил процедуру искусственного оплодотворения ее матери. И «детей» у него не три и не десять — а больше сотни.
Увы, и это не самое жуткое в этой истории. Новоиспеченным братьям и сестрам немалых усилий стоило привлечение Клайна к ответственности в суде, но состава преступления так и не было найдено. Во-вторых, все герои истории невероятно похожи: светлая кожа, светлые волосы и голубые глаза — что позволяет сделать некоторые выводы об убеждениях Клайна.
«Тайны миллиардера», HBO
«Тайны миллиардера» — яркий пример огромного влияния медиа на нашу жизнь и удивительная история о чудовищном тщеславии. Наследник многомиллионного состояния Роберт Дерст трижды подозревался в убийстве: в 1982 году без вести пропала его жена, в 2000 — убита его подруга, а в 2001 улики привели к его дому полицию, расследовавшую новое жестокое убийство.
Однако важнее самого Дерста, уходившего от наказания, оказывается сам фильм HBO. Он появился после того, как в 2010 году на экраны вышел художественный фильм о техасском миллионере с Райаном Гослингом в главной роли. Картина Дерсту понравилась, но он решил связаться с режиссером Эндрю Джареки и предложил ему серию телевизионных интервью. Джареки не устоял. Можно было бы долго обсуждать допустимость таких съемок, если бы во время интервью не случилось поразительное. Дерст, отлучившись в туалет, забыл снять включенный микрофон. И вся съемочная группа услышала, как он сказал: «Конечно, я убил их всех». Запись, разумеется, тут же отправили в полицию.