Мастер цвета: 5 культовых фильмов Сергея Параджанова

Которые навсегда вошли в историю мирового кинематографа
Сергей Параджанов
Сергей Параджанов
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сергей Параджанов — советский режиссер, сценарист, художник и один из основателей «поэтического кинематографа». Его психоделические, похожие на ожившие картины и коллажи фильмы получили немало престижных наград на Европейских фестивалях, а разбор двух его самых культовых картин - «Цвет граната» и «Тени забытых предков» — даже стал обязательной частью учебной программы киноведов в Гарварде. Вспоминаем его лучшие фильмы.

Цветок на камне (1962)

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Цветок на камне» - один из первых известных фильмов Сергея Параджанова, который при этом называют неудачным и «непараджиновским». С одной стороны, из-за социальной нарочитости сюжета: действие картины разворачивается в разрастающемся шахтерском городке, который с энтузиазмом строят комсомольцы. С другой, из-за отсутствия буйства красок и невероятных сочетаний цветов в кадре. Но в нем столько деталей, необычных для фильма на производственную тему, что даже эта «неудача» заслуживает внимания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тени забытых предков (1964)

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снятая по одноименной повести украинского писателя Михаила Коцюбинского, картина была показана на многих международных кинофестивалях и завоевала не одну награду. Фильм называют историей гуцульских Ромео и Джульетты - Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено.

Цвет граната (1968)

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один культовый фильм Параджанова, который навсегда вошел в историю кинематографа. С одной стороны — это биографическая лента, посвященная жизни и творчеству Саят-Новы — армянского поэта XVIII века. С другой - поэтическое, бессюжетное и в каком-то смысле даже немое кино, в кадрах которого оживают описанные в лирике Саят-Новы образы, а история его жизни показана в нескольких метафорических миниатюрах. В этой работе Параджанов - скорее художник, нежели кинорежиссер - создает почти гипнотическое действо, тягучее и лишь условно разделенное на главы цитатами из произведений самого Саят-Новы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легенда о Сурамской крепости (1984)

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В основу сюжета этого фильма легла грузинская легенда о юноше, которые пожертвовал жизнью, чтобы спасти свою страну. Предсказание гласило, что стена строящейся крепости не обрушится, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша. И только после того, как герой вызвался исполнить предначертанное, жители города смогли достроить защитное сооружение и остановить нашествие иноземных захватчиков. Здесь, как и в «Цвете граната», многие сцены напоминают живописные произведения, фантастические и нереальные, другие - воспроизводят древние обряды, с музыкой, танцами и диковинными костюмами.

Ашик-Кериб (1988)

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В основу фильма легла хорошо известная нам со школьных времен одноименная сказка Лермонтова, которая, в свою очередь, написана на основе азербайджанской народной сказки. Этот фильм Параджанова долго не выходил в широкий прокат - удостоверение картине было выдано лишь после того, как он был показан на нескольких международных кинофестивалях - в том числе на Венецианском, жюри которого даже обращалось в Американскую киноакадемию с просьбой выдвинуть «Ашик-Кериб» на «Оскар». Картина стала последней, которую Параджанову удалось закончить при жизни - он посвятил ее памяти Андрея Тарковского.