Мастер цвета: 5 культовых фильмов Сергея Параджанова
Сергей Параджанов — советский режиссер, сценарист, художник и один из основателей «поэтического кинематографа». Его психоделические, похожие на ожившие картины и коллажи фильмы получили немало престижных наград на Европейских фестивалях, а разбор двух его самых культовых картин - «Цвет граната» и «Тени забытых предков» — даже стал обязательной частью учебной программы киноведов в Гарварде. Вспоминаем его лучшие фильмы.
Цветок на камне (1962)
«Цветок на камне» - один из первых известных фильмов Сергея Параджанова, который при этом называют неудачным и «непараджиновским». С одной стороны, из-за социальной нарочитости сюжета: действие картины разворачивается в разрастающемся шахтерском городке, который с энтузиазмом строят комсомольцы. С другой, из-за отсутствия буйства красок и невероятных сочетаний цветов в кадре. Но в нем столько деталей, необычных для фильма на производственную тему, что даже эта «неудача» заслуживает внимания.
Тени забытых предков (1964)
Снятая по одноименной повести украинского писателя Михаила Коцюбинского, картина была показана на многих международных кинофестивалях и завоевала не одну награду. Фильм называют историей гуцульских Ромео и Джульетты - Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено.
Цвет граната (1968)
Еще один культовый фильм Параджанова, который навсегда вошел в историю кинематографа. С одной стороны — это биографическая лента, посвященная жизни и творчеству Саят-Новы — армянского поэта XVIII века. С другой - поэтическое, бессюжетное и в каком-то смысле даже немое кино, в кадрах которого оживают описанные в лирике Саят-Новы образы, а история его жизни показана в нескольких метафорических миниатюрах. В этой работе Параджанов - скорее художник, нежели кинорежиссер - создает почти гипнотическое действо, тягучее и лишь условно разделенное на главы цитатами из произведений самого Саят-Новы.
Легенда о Сурамской крепости (1984)
В основу сюжета этого фильма легла грузинская легенда о юноше, которые пожертвовал жизнью, чтобы спасти свою страну. Предсказание гласило, что стена строящейся крепости не обрушится, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша. И только после того, как герой вызвался исполнить предначертанное, жители города смогли достроить защитное сооружение и остановить нашествие иноземных захватчиков. Здесь, как и в «Цвете граната», многие сцены напоминают живописные произведения, фантастические и нереальные, другие - воспроизводят древние обряды, с музыкой, танцами и диковинными костюмами.
Ашик-Кериб (1988)
В основу фильма легла хорошо известная нам со школьных времен одноименная сказка Лермонтова, которая, в свою очередь, написана на основе азербайджанской народной сказки. Этот фильм Параджанова долго не выходил в широкий прокат - удостоверение картине было выдано лишь после того, как он был показан на нескольких международных кинофестивалях - в том числе на Венецианском, жюри которого даже обращалось в Американскую киноакадемию с просьбой выдвинуть «Ашик-Кериб» на «Оскар». Картина стала последней, которую Параджанову удалось закончить при жизни - он посвятил ее памяти Андрея Тарковского.