Краш и кринж: как комедия «Молодой человек» показывает современного миллениала

Одно из самых приятных кинооткрытий этого лета
Кадр из фильма «Молодой человек»
Кадр из фильма «Молодой человек»
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ты сама говорила, что я на 17-летнего похож», — говорит жене тридцатилетний Ваня, пакуя рюкзак в детский лагерь. Когда-то он прилежно учился, даже золотую медаль получил — но почему-то успешным бизнесменом стал двоечник Коля, который и открыл летнюю «школу лидера», где юного победителя ждет внушительный призовой фонд. На 10 миллионов рублей Ваня очень рассчитывает: хочет закрыть ипотеку на квартиру в «человейнике» и отомстить Коле за мировую несправедливость.

«Молодой человек» режиссера Александра Фомина, сценариста «Караморы» и «Восьмидесятых», обещал стать очередной проходной комедией, но оказался зрительским хитом. Критики сдержанно похвалили картину за добрый юмор и по-отечески пожурили за отсутствие целостности, зато от поклонников не перестает сыпаться благодарность: за вызванную ностальгию по юности, за жизненности конфликта и — что уж таить — Данилу Поперечного в роли вожатого. Секрет успеха и $1,5 миллиона сборов в России — классический сюжет «Сказки о потерянном времени». Порог тридцатилетия — время непростое, и немудрено, что нам хочется разделить переживания пусть хотя бы с экранными героями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На деле же Фомин поднимает не просто вечную тему взросления, которое характеризуется, конечно, не заработанными миллионами. «Меня всегда волновала тема эйджизма и "кидалтов". У нас так получается, что первую половину жизни ты для чего-то слишком молод, а вторую уже для чего-то слишком стар. Будто бы всегда нужно соответствовать каким-то негласным критериям: в 15 лет быть таким, а в 30 – таким. Мне кажется, это само по себе смешно», — говорит режиссер. В картине он смиксовал прямые отсылки к советской классике («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен») и современной голливудской комедии («Мачо и ботан»), но из-за фарса происходящего проступают до боли знакомые многим из нас воспоминания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный герой в исполнении Павла Табакова — действительно взрослый ребенок, который привык жить по модели, продиктованной родителями, и не понимает, почему в реальности дорога «школа-университет-работа-семья» завела его явно не туда. «Ваня — человек, которого все время тюкали, заставляли, за которого все решали. Он похож на ребенка, из которого родители пытаются вырастить олимпийского чемпиона, даже не спрашивая, нужно ли ему это все», — говорит о герое режиссер. Он не повзрослел до конца, но и в компанию зумеров не вписывается, что подчеркнуто в фильме многочисленными шутками о современном подростковом слэнге, увлечениях и стиле.

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если говорить о разнице поколений в социологическом контексте, то приписываемая миллениалам «хрупкость», неудовлетворенность жизнью и желание демонстрировать свое несуществующее благосостояние в соцсетях имеет вполне конкретные корни. Автор книги Kids These Days: Human Capital and the Making of Millennials Малкольм Харрис, сам принадлежащий к поколению Y, уверен: с развитием технологий и увеличением производительности зарплаты падают, а перенасыщение человеческого капитала неизбежно ведет к его удешевлению. Отсюда безработица, долги за учебу и сопутствующая им депрессия. А сверху, как пластырь, фото авокадо-тоста в экстремистской соцсети.

Впрочем, если вам хочется больше узнать о проблемах «игреков», советуем эту статью — а чтобы получить удовольствие от «Молодого человека», анализировать его не стоит. Главное, изучить словарь тиктокеров, или сразу принять, что все мы немного Ваня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ